Журнал «Киевская старина» стал первым спасителем исторической памяти украинцев и их самобытной культуры с народными обычаями и традициями, которые имели большое влияние на формирование мировоззрения многих деятелей национального культурно-просветительского движения: П. Чубинского, М. Драгоманова, Н. Лысенко, М. Старицкого, В. Антоновича, А. Русова, Ф. Вовка. Журнал сыграл неоценимую роль в освещении общественно-политической и научной жизни Украины конца ХIХ — начала ХХ вв. Вокруг себя он объединил свыше 450 авторов и корреспондентов.
«Путешествовать» по его страницам в значительной степени поможет монография кандидата исторических наук Марины Палиенко «Киевская старина» в общественной и научной жизни Украины» (К., 2005). Исследовательница проследила историю основания и публикации журнала, сформировала краткий словарь авторов, подготовила хронологический и систематический указатели содержания. Ее трехтомный труд и является тем путеводителем в бесконечности публикаций журнала за 25 лет его существования.
Впрочем, хотелось бы обратить внимание на архангельских авторов «Киевской старины», которые из-за нехватки информации, а скорее из-за ее недоступности, выпали из словаря. Их всего два.
Публикации из Архангельска рассказывают не об Украине, а об украинцах за ее пределами, в частности в Архангельской губернии — самом холодном крае Европейской России. В первую очередь эти материалы связаны с именем выдающегося этнографа, фольклориста, статистика, автора слов Государственного Гимна Украины П. П. Чубинского и его пребыванием в ссылке.
Понятно желание авторов напечатать свои статьи именно в «Киевской старине» для более широкого ознакомления украинских читателей с деятельностью наших земляков в далеком северном крае. Таким образом, из страниц журнала мы смогли узнать информацию, которую в другие источники не предоставляли. Пусть эти публикации не очень объемны, но они дают определенное представление о П. Чубинском как о деятельном исследователе и организаторе науки в Архангельской губернии, которая по своей площади была больше территории современной Украины. Он постигал ее с помощью своих активных помощников и сам не чурался преодолевать по бездорожью не одну тысячу километров, изучая важные отрасли производства, развитие разных промыслов, использование водных и сухопутных путей сообщения для движения транспортных средств с необходимыми продуктами и товарами.
Первый корреспондент «Киевской старины» Платон Иевлев выступил с публикацией «К биографии П. П. Чубинского (Пребывание его в Архангельске)» в октябрьском номере журнала за 1902 год. Он работал чиновником надзора за волостями и, судя по содержанию публикации, не слишком хорошо знал П. Чубинского. В этом он сам сознался: «Я лично знал Павла Платоновича не очень долго, между постоянными моими служебными разъездами, когда он находился в Пинеге, и я помню его как человека гуманного, либеральных взглядов, который авторитетно влиял на провинциальную среду. Вообще он выглядел человеком хорошим, склонным помочь ближнему». Действительно, П. Чубинский был деятельным человеком. Кроме судебного следователя в Пинеге, почти шесть лет работал секретарем Архангельского губернского статистического комитета, осуществил две научных экспедиции, публиковал статьи как в местной печати, так и в изданиях научных обществ, в «Трудах» статистического комитета и «Памятных книгах» Архангельской губернии. Его имя было широко известно не только в Архангельске, но и далеко за его пределами. Возможно, Платона Иевлева Чубинский привлекал к работе в статистическом комитете, давал ему временные задания, потому что, как известно, статистические сведения собирали все, кто был причастен к хозяйственной или административной деятельности.
Второй автор журнала в 1902—1903 гг. напечатал три статьи под криптонимом «Г.Б.». Эту подпись расшифровал архангельский историк Юрий Дойков. Под ним «спрятался» Григорий Кириллович Богуславский (1847 — после 1916 г.) — историк, археолог, член Архангельского губернского статистического комитета. Работал заместителем председателя Архангельского окружного суда, участник ХІІІ Археологического съезда (1905 г.), описывал древние рукописи и документы Архангельского архива. Его статьи посвящены исключительно украинцам, которые не по своей воле очутились в ссылке в Архангельской губернии. Из его статьи узнаем: «Будучи рядом с губернаторами и пользуясь их благосклонностью, П. П. Чубинский старался принести пользу местному населению. По своим взглядам и убеждениям он «был ожесточенным врагом чиновнического произвола и взяточничества, всегда защищал честных и деятельных тружеников... и за время его пребывания в Архангельской губернии взяточничество и произвол если не совсем исчезали, то очень боялись появляться на свет Божий». О личной жизни ссыльного Богуславский сообщает: «Как настоящий сын Украины, отлученный от нее, П. П. Чубинский пылко любил свою родину, говорил о ней возвышенно и восторженно, дома, вне службы, его часто можно видеть в малороссийской одежде, любимой едой были малороссийские блюда. Земляки всегда были у него желаемыми гостями. Хозяйство вела сестра его, Настя Платоновна, которая потом вышла замуж за чиновника Таратина и своим пребыванием недалеко от брата во многом скрашивала жизнь его на далекой чужбине».
Кроме Чубинского, Г. Богуславский посвятил статьи 100-летию памяти последнего кошевого Войска Запорожского Петра Калнышевского и пребыванию в ссылке лохвицкого протопопа Ивана Рогачевского и сына сотника Данилы Забилы. Рогачевский и Забила заслужили «путевку» в Архангельск за симпатии к гетману Мазепе. Они попали в холодную столицу Севера уже во втором потоке 1712 года с направлением в Соловецкий монастырь. Но по приказу вице-губернатора А. А. Курбатова остались на материке. Иван Рогачевский вместе с другим ссыльным, бывшим архимандритом Николаевского монастыря в Батурине Гедеоном Одорским, основал в Архангельске славяно-латинскую школу, в которой работал преподавателем и префектом. Последующая судьба И. Рогачевского неизвестна, но он оставил след на просветительской ниве и был одним из первых украинцев-просветителей в Архангельской губернии.
В этих заметках удалось коснуться лишь двух корреспондентов из Архангельска, но среди авторского актива были также уроженцы Уфы, Москвы, Казани, Петербурга, Кишинева, Оренбургской, Саратовской, Ярославской, Курской и других губерний империи — яркое свидетельство тому, что «Киевская старина» на протяжении четверти века была знаменем украинской жизни и культуры народа.