Его часто называют художником эпохи Возрождения. Творчество Анатолия Казанского всегда выходило за рамки одной сферы, он реализовал себя как архитектор, художник, скульптор, поэт, писатель, изобретатель... Он оставил поcле себя десятки папок со своими идеями, рисунками, чертежами механизмов и архитектурными зарисовками. После его смерти, еженедельно, в течение 10 лет продолжали печататься в «Дне» его карикатуры, которые он не успел опубликовать. И до сих пор его карикатуры не потеряли своей актуальности и часто появляются на страницах газеты, его работы украсили книги «Библиотеки газеты «День», а сюрреалистические рисунки можно рассматривать часами. По словам художника Игоря Лукьянченко, Анатолий Казанский, работая в газете «День», поставил очень высокую планку, к которой потом тянулись все карикатуристы, сотрудничающие с изданием. А журналист «Дня» Виталий Княжанский, называл его одним из моральных лидеров коллектива, где по-настоящему оформились его талант и его гений.
Анатолий был не только лидером коллектива, но и душой компании. Вот каким его вспоминает его друг Александр Мытник, организатор и художественный руководитель карикатурного одесского клуба «Линия»: «Друзья его звали просто — Казик. Бывало, едут «Чорноморцем» (скорым ночным поездом Киев—Одесса) Казик и компания, считай пассажиры, попутчики случайные в вагоне «попали», — пишет в своих воспоминаниях в «Большой энциклопедии карикатуры» Александр МЫТНИК. — Первое апреля только завтра наступит, а они уже изо всех сил празднуют, какой там сон. Смех, шум, гам до утра стоит, до самой Одессы! Анекдоты, розыгрыши, басни без умолку, а в центре внимания Толик обычно, душа компании. И друг его сердечный Юра Кособукин, тот еще заводила! Ну вот, так они едут, веселятся, прикалываются, тосты поднимают. Между разговорами и тостами Толик, что-то рисует, записывает. А ближе к Одессе, около станции Раздельная вдруг выясняется, что тетрадь его заполнена кучей удивительных картинок, списана идеями, да и вообще никакого свободного места в той тетради не осталось. Так он работал, так был устроен, что карандаш в его руке все время в движении находился, и сигнал при этом из головы поступал острый, вдохновенный. Рисовал, как дышал, легко. Невозможно было представить Казика, болезненно вынашивающего шедевры — его шедевры появлялись ненароком».
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.
Легкость, с которой творил Анатолий Казанский, говорила о его о широком кругозоре. Его карикатура не рассматривала под лупой «персоналии», а наоборот, предлагала философское осмысление времени на много лет (эпох?) вперед. Для него не существовало исторических рамок или «железных занавесей». Еще в 1983 Анатолий Казанский стал одним из основателей Киевского клуба карикатуристов «Архигум». «В 80-х меня, Анатолия, да еще нескольких карикатуристов, пригласили на телевидение в какую-то молодежную передачу, а тогда нужно было сидеть в студии едва ли не целый день, ожидая, пока тебя запишут, возьмут интервью, — рассказывает «Дню» Виктор КУДИН, карикатурист, один из основателей «Архигума» (Костяк «Архигума» сначала составили лишь четыре человека, четыре «К»: Виктор Кудин, Владимир Казаневский, Анатолий Казанский и Юрий Кособукин. — Авт.) — И вот мы, попивая чай на той студии, решили организовать общую выставку, и таки сделали ее — в Доме архитектора. Тогда же и возникла идея основать клуб карикатуристов «Архигум». Каждый месяц мы собирались и устраивали своеобразный «ликбез» по карикатуре и искусству. Часто, когда встречались с Толиком, я начинал рисовать карикатуру, а он — заканчивал. Так и посылали вместе на конкурсы. У нас была шутка, что рассмешить человека один раз — гуманно, а несколько раз — супергуманно. Вот такими мы были архигуманистами...»
И неспроста возникает этот шутливый «архигуманизм». Ведь эпоха Ренессанса основывался на идеалах гуманизма и ориентировался на наследие античности. Анатолий Казанский был философом и мыслителем, и его работы в жанре карикатуры в газете «День» будто бы использовали маевтику Сократа, с помощью которой можно способствовать «рождению» истины в голове собеседника-читателя.
«РАЗВАЛ СОЮЗА» / РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.
«Это был страшно талантливый человек. Когда я смотрел на его пальцы — у меня мороз шел по коже, — вспоминает Виктор Кудин. — Мы познакомились с ним еще в 1971 году на целине в Казахстане, в студенческие годы. Анатолий стал моим наилучшим другом. Запомнил его таким: как-то мы поехали к моим родственникам, и целую неделю жили в селе. Собирали грибы, ходили на сенокос, на рыбалку ходили, рисовали этюды. Я всегда его таким вспоминаю. Недавно листал свои архивы и нашел его шаржи на меня. Мы часто подкалывали друг друга. А идеи у него были просто невероятные. Например, сделать один алфавит для всех. Или сделать вечный двигатель. Он придумал его, нарисовал, начертил, а затем услышал, что какой-то немецкий или венгерский ученый запатентовал уже такой механизм. Это для него было фактически катастрофой. Но он постоянно творил — писал романы, рассказы, поэмы. Карикатура была лишь одной из его граней. Это — человек Возрождения. Анатолий Казанский — украинский Леонардо_да_Винчи».
Наравне с высоким стилем Анатолий Казанский рисовал «в номер», но каждый раз его шутки были с умным подтекстом. Он также вел в 1997-98 годах юмористические рубрики «День» на диване» и ежепятничный «Аукцион событий п. Хвостива», где новогоднее поздравление президента (Кучмы) покупал Тутанхамон, а размышления парламента о налоговой полиции/милиции — капитан Врунгель. Кстати, Александр Пономарев еще в 90-х, перечисляя свои любимые рубрики газеты «День», среди прочих называл и эти. У людей мыслящих карикатуры Казанского вызывали живое любопытство. Для таких ценителей редакция выпустила Альбом карикатур Анатолия Казанского и Набор открыток избранных рисунков автора, которые можно заказать на сайте «Дня». Как написала в своем предисловии к Альбому карикатур Казанского главный редактор «Дня» Лариса Ившина, «его рисунки раздвинули время, стали образами, глубокими метафорами, которые каждый раз, через годы, возвращаются к нам новой гранью его мысли». И современный этап нашей истории — далеко не последний, в котором могут прочитываться работы Анатолия Казанского...