«Наше військо» (производство Центральной телерадиостудии Минобороны для Первого Национального) — единственный регулярный «армейский» проект на Первом Национальном канале. Можно предположить, что его существование оправдано высоким смыслом служения патриотической идее. Однако, чтобы программа выполняла столь высокую миссию, она должна иметь если не такую армию поклонников, как замечательный «Армейский магазин» (ОРТ), то хотя бы находить свою аудиторию, как оэртешный же проект «Служу России» или «Служу Отечеству«(РТР). Но поистине, для того, чтобы представить себе зрителя, воскресным утром патриотично переключающего телевизор на Первый Национальный для просмотра отечественного римейка «Служу Советскому Союзу», надо обладать сверхразвитым воображением.
Спору нет, наша армия бедна, а высококлассные репортеры традиционно стоят дорого. Однако же удалось Министерству внутренних дел создать «фирменный» проект «Вовремя». И, думается, дело вовсе не в более успешном финансовом положении, а в том, что в «Вовремя», при всех его явных недостатках, наша милиция решилась, пусть в свойственном ей стиле, пусть всего лишь на шажок, — но все же подпустить общество ближе к своей, на самом деле, многотрудной службе. Тогда как главная армейская программа державы специализируется преимущественно на «паркете». Получасовый выпуск складывается из наспех склеенных сюжетов, редкие «изюминки» появляются исключительно благодаря плохому знанию украинского языка (к примеру, рассказывается, что за учениями горных стрелков в Крыму с интересом наблюдали журналисты и «можновладці» — этим словом с негативной семантикой автор именует руководство автономии). Где-то в середине программы ведущим торжественно объявляется сюжет тематики военно-патриотического воспитания: «Відразу попитание и проживание(!) на пери од вступит ельных экзаменов. Впрочем, если верить журналисту, это хорошо, потому что «зумовлено більш сучасними підходами, необхідністю подальшої інтеграції військової освіти у загальнодержавну».
Однако бесспорным профессиональным «достижением» журналистов «Нашого війська» стал сюжет о том, что «намітився ренесанс патріотичної ідеї українців. Чільним носієм ідеї патріотизму на сьогодні є сучасне козацтво». По мнению авторов, казаки «визначають політику держави, створюють сприятливі економічні умови, і, навіть, будують житло в Україні». Маловразумительный спич на самом деле служит возвышенной подводкой к выступлению представителя спонсора программы — одной из строительных корпораций. На этот раз спонсор вещает о том, что у нашей молодежи должно быть «что-то светлое, духовное... Были — октябрята, пусть будут казачата. Были комсомольцы — пусть будут казаки. Это нормально — чисто по национальным традициям».
По количеству апелляций к национальной идее «Наше військо» вполне может соперничать с пламенными речами иных ораторов начала 90-х. Однако апелляции эти так же неубедительны, как и попытки создать привлекательный имидж собственно армии — преимущественно за счет избыточного мельтешения в кадре высших воинских знаков отличия. Обилие погонов и кокард, и — ни одного живого лица. А ведь каждый журналист, хотя бы недолго специализировавшийся на армейской тематике, знает, как много в нашей армии настоящих героев и настоящих подвижников. Есть настоящие командиры, которых солдаты без иронии кличут «отец родной». Даже просто рассказывая о таких личностях, можно «воспитывать в национально-патриотическом духе». Желаем их отыскать военным журналистам из «Нашего війська». переджу — ніяких засідань чи формальних заходів ви на екрані не побачите. Цей сюжет дійсно зроблений класно». «Классный сюжет» начинается фразой: «За покликом серця біля цього пам’ятника збираються ветерани- підводники. Багато хто з них прийшов сюди, щоб уже вкотре вшанувати пам’ять людини, яка в їхньому колі людей мужніх і непересічних стала справжньою легендою...» В неимоверно перегруженном штампами и случайной информацией сюжете только к концу проявляется информационный повод — инициатива ветеранов-подводников учредить медаль имени легендарного Александра Маринеско, чье имя, кстати, носит и теперь печально известная одесская «мореходка». Признаюсь, как зритель, ожидала в этом выпуске «Нашого війська» совсем другого сюжета — в продолжение темы недавней трагедии в Одессе. Возможно, о том, как продвигается следствие, ведь наверняка расследование курирует и военная прокуратура. Думалось: а может, наконец-то прозвучит объяснение тому невероятному факту, что посторонним лицам удалось не просто незамеченными проникнуть в общежитие военного вуза, но и долго и изощренно убивать молодых парней — так, что никто ничего не услышал и не попытался вмешаться. Вполне возможно, что этой неудобной темы журналистам просто нельзя было касаться из-за пресловутой «чести мундира». Но ведь можно было хотя бы успокоить встревоженных родителей тех тысяч парней, кто учится сегодня в подведомственных Минобороны учебных заведениях, подробно рассказав о профилактических мерах — а они ведь наверняка были! — принятых, дабы одесская трагедия не повторилась где-то еще. Но нет — зато авторы предлагают рассказ о новых условиях приема в эти самые заведения, почему-то радостно сообщая, что отныне абитуриенты будут самостоятельно оплачивать свой проезд,