Выпускать журнал о культуре и искусстве в стране постколониальной — сложная задача. Тем более если общество инфицировано страхом, вирусом несвободы, а в культурном процессе множество пробелов в результате систематической зачистки творческого пространства.
В то же время эта задача амбициозная и жизненно необходимая, ведь без полноценного культурного диалога в публичном пространстве невозможно преодолеть синдром бывшей колонии и культурной периферии.
С редактором журнала ART UKRAINE Алисой ЛОЖКИНОЙ «День» беседовал о том, интересно ли украинское современное искусство миру и самим украинцам, в какой степени отечественная творческая среда интегрирована в мировые процессы и насколько сложно в нынешних условиях выпускать журнал о культуре?
— Журнал о культуре выпускать, по-видимому, всегда непросто, а особенно в условиях экономической нестабильности. Но, к сожалению, главной проблемой являются даже не деньги, а тот факт, что в нашей стране происходит ощутимое сужение культурного поля. В условиях практически полного отсутствия целенаправленной культурной политики — ни для кого не секрет, что современным обществом руководят далеко не гуманитарные ценности и идеалы — существует большой риск провинциализации и деградации современного искусства. При таких обстоятельствах поддержка культуры и журналов о ней становится делом отчаянных пассионариев. Одним из ярких примеров такого небезразличного отношения к будущему украинской культуры и искусства является деятельность председателя Совета основателей нашего журнала и автора концепции ART UKRAINE Наталии Заболотной, которая, невзирая на неприбыльность подобных инициатив, сознательно поддерживает свое детище уже в течение пяти лет, а это достаточно солидный срок в условиях отечественного медиа-пространства.
— Среди ваших читателей — преимущественно люди, связанные с искусством профессионально. Но если говорить о более широкой аудитории, чувствуется ли запрос на продукцию, которую вы предлагаете? Что стимулирует вас работать?
— Как это ни странно, но круг наших читателей значительно шире нежели, собственно, творческое сообщество. Только в сети Facebook на нашу страницу подписано свыше 16 тысяч пользователей — как ни крути, но этот круг значительно шире узкопрофессиональной «тусовки». Ежедневно на нашу страницу artukraine.com.ua заходят тысячи читателей. О чем это говорит? Очевидно, на фоне тотальной политизации отечественного медиа-пространства люди хотят какой-то отдушины, а активная деятельность творческих институтов вызвала неслыханный интерес широкой зрительской общественности к современному искусству. Учитывая такую специфику нашей аудитории, мы пытаемся корректировать и формат журнала — миксовать узкопрофессиональные темы и общепропедевтические материалы о современном искусстве Украины и мира.
А работать нас стимулирует любовь к нашему изданию, искусству в целом, а также невероятно теплые и дружественные отношения редакционной команды. А потому, думаю, не будет преувеличением, если скажу, что журнал — это вся наша жизнь и очень мощный источник энергии.
— Пять лет для любого издания — это определенный рубикон. Как вы оцениваете пройденный путь и какие цели ставите перед собой на будущее?
— Пять лет — очень серьезный возраст для арт-журнала в Украине. Я помню, как незадолго до появления ART UKRAINE нечего было и надеяться на то, что у нас может функционировать полноценный журнал об искусстве. Время от времени появлялись очень интересные инициативы, но все они умирали после второго-третьего номера. Поэтому тот факт, что наше издание выжило, выросло и продолжает активно развиваться — это маленькое чудо. Я замечаю, что часто нас воспринимают не совсем адекватно, многие думают, что наш журнал — безумно богатый. Это не так, но я даже горжусь таким имиджем. Ведь это свидетельствует только о том, что мы создаем качественный и респектабельный продукт, даже если прилагаем для этого сверхусилия, о которых никому, собственно, и не нужно знать.
Мы стараемся предоставлять нашим читателям максимально полную информацию о тех процессах, которые происходят в мировом современном искусстве, а также рассказываем о творчестве представителей актуальной отечественной арт-сцены. Наша задача — создать предпосылки для развития украинского арт-процесса, который до сих пор трудно назвать полноценным. У нас все еще не хватает галерей современного искусства, сами мастера зачастую не чувствуют тонкую грань между качественным произведением и откровенным салоном, очень мало коллекционеров последовательно собирают произведения современного искусства, Союз художников превратился в фарс, а адекватных полноценных просветительских программ в отрасли современного искусства нет вообще. Однако, невзирая на все трудности, отечественное искусство живет и развивается: создаются интересные проекты, вырастают новые поколения мастеров и арт-менеджеров, а широкая публика становится все более внимательной к процессам, которые происходят в актуальном искусстве. Поэтому я убеждена, что в следующие пять лет нам будет о чем писать, а наша задача — повышать собственный профессионализм, воспитывать новое поколение арт-критиков и внимательно следить за творческим полем, презентуя широкой общественности его самые качественные и самые актуальные достижения.
— Издание немало внимания уделяет творческим событиям за рубежом. На каком уровне, по вашему мнению, сейчас находится культурная коммуникация Украины с миром? Интересны ли мы миру? Насколько высок уровень заинтересованности тем, что происходит за пределами Украины, у самих украинцев? Можно ли сказать, что процесс культурной интеграции Украины в мировые процессы имеет позитивную динамику?
— Полноценной коммуникацией существующие спорадические интервенции украинской актуальной культуры на международную арт-сцену пока еще называть рано. Сведения об украинском искусстве не более основательные, чем уровень знаний международного сообщества об Украине в целом. Степень знакомства с нашей культурой зависит от уровня образованности и жизненных обстоятельств каждого конкретного зрителя. Кто-то знает Малевича и слышал, что он родился в Украине, кто-то любит советский авангард или имеет предков-выходцев из Украины. Есть определенные украинские мастера, которые больше интегрированы в мировой арт-процесс, кое-кому из них удобнее выступать на международном уровне под более громким брендом русского искусства. Но в целом нужно признать, что Украину в современном арт-мире знают в основном как родину коллекционера Виктора Пинчука, а также территорию, где находится такой популярный среди современных мастеров Чернобыль.
Но эти процессы быстро меняются — не последним фактором является организация и проведение І Киевской биеннале современного искусства, которая проходила летом в «Мистецькому Арсеналі» при участии звезд мировой арт-сцены и отечественных мастеров. Именно такие события формируют имидж украинского искусства, ведь благодаря им лучшие мировые эксперты приезжают в Украину, ведущие кураторы и искусствоведы внимательнее присматриваются к отечественному искусству, а в перспективе могут включить кого-то в свои проекты.
А перед тем как задать вопрос, интересны ли мы миру, стоит спросить, интересны ли мы самим себе? Очень многие деятели искусства, разочаровавшись в идее «блицкрига» в завоевании международного признания, начинают зацикливаться на внутреннеукраинских реалиях (фактически — пустяковых интригах киевской арт-тусовки), что создает угрозу деградации. Очень важно разорвать этот пагубный круг и более плотно интегрироваться в международные процессы. Это медленный путь, требующий коллективных усилий и определенной степени консенсуса всего арт-сообщества — художников, галеристов, институционных деятелей, коллекционеров, журналистов. И еще нужно немного фортуны, ведь, невзирая на весь свой цинизм и определенную предсказуемость, мировые арт-процессы подвластны целому ряду иррациональных факторов — и «мода» на искусство той или иной страны зачастую основывается на интересе к этой стране в целом. Самый дешевый пиар, конечно, делается на кризисах и катастрофах, но такой популярности я бы украинскому искусству не пожелала. Итак, перед нами долгий и тяжелый путь, очень неоднозначный, ведь там, куда мы пытаемся идти, нас никто не ждет. Но и не стремиться туда мы не можем, поскольку остановка в этом случае означает стагнацию и погружение в изоляционистский салон.
Что же касается интереса украинцев к событиям в современном мировом искусстве, он достаточно высок. Яркое доказательство — количество читателей нашего журнала. Сегодня благодаря интернету и социальным сетям ускоряется и облегчается интернациональная коммуникация, следовательно, новые поколения украинцев в большей степени ориентируются на образцы глобализированной культуры. Хорошо это или плохо — тема другого очень интересного разговора.