Страсти вокруг российского фильма «Август. Восьмого» давно вышли за пределы здравого смысла. Причем о художественных достоинствах самой заурядной пропагандистской агитки, выдержанной в худших традициях советских времен, говорить не приходится. Фильм изначально задумывался и осуществлялся для того, чтобы подогреть обстановку в России в период не очень простой для власти избирательной кампании. Не случайно его премьера состоялась 23 февраля и была освещена участием в этом представлении президента России Дмитрия Медведева. Он посетил тогда один из крупнейших кинотелевизионных концернов России «Главкино», где встретился с создателями фильма «Август. Восьмого» и военнослужащими, принимавшими участие в операции в Грузии. Тогда президент России сказал в своем выступлении, что «Когда ехал сюда к вам, вспоминал события этого периода. Они и у меня, конечно, на всю жизнь врезались в память как очень трагическая и в то же время завершившаяся славной победой страница в военной истории нашей страны». Собственно, точно так же говорит герой картины: «Мы победили». В этом, по замыслу создателей, весь пафос, вся соль. Россия победила. О принуждении Грузии к миру говорить не хочется, так как такими словами прикрывается агрессия против суверенного государства, которое никакой угрозы для России не представляло.
Но все это — из прошлого, хоть и не очень далекого. Картина и все перипетии с ее прокатом не только в Украине — дело сегодняшнего дня, вернее, современной политики. Фильм — политический, и все, что с ним связано, — тоже политика.
В России говорят и пишут, что украинское Министерство культуры запретило показ фильма по причине разжигания национальной розни. Еще раньше с просьбой запретить прокат фильма было обращение грузинской диаспоры не только в Украине, но и в Молдове.
В Киеве четкого ответа не дают, появляются те или иные отговорки типа «не выдана лицензия на прокат» и так далее. Кстати, это уже не первый случай. В феврале 2010 года Министерство культуры и туризма Украины запретило прокат картины «Мы из будущего-2», так как «некоторые эпизоды содержат сцены, разжигающие межнациональную рознь».
Если посмотреть, чем заполнен экран украинских кинотеатров и что зритель имеет возможность посмотреть по телевизору на главных телеканалах, то страсти вокруг фильма «Август. Восьмого» кажутся мышиной возней. Мы там так много можем увидеть того, что в самом деле разжигает национальную рознь, и практически все российского производства, что, казалось бы, за чем дело стало. Почему вдруг у нас стали так беспокоиться о реакции на прокат этого фильма «братского грузинского народа»? Что-то наша власть раньше не была замечена в особом пристрастии к Грузии и ее народу. Совсем наоборот. Некоторые господа депутаты из фракции Партии регионов не стеснялись в выражениях по отношению к Грузии и президенту Саакашвили. И вдруг — такой приступ невиданного ранее трепетного отношения.
Ответ следует искать в недавнем заявлении главы «Нафтогаза» Евгения Бакулина о том, что компания исчерпала возможности договориться с «Газпромом» о подписании новых газовых соглашений. А также в торговых войнах то по поводу сыра, которая уже идет, то по поводу сахара, грозящая разразиться в любой момент. И это не все. Наши соседи и партнеры, входящие в Таможенный союз, практически каждый день выступают с подобными угрозами.
Второй фактор следует из победы Владимира Путина на выборах. Новый-старый российский президент в весьма агрессивной форме провозгласил пространство СНГ приоритетом политики Москвы. В переводе с дипломатического и пропагандистского на обычный язык это означает усиление давления на соседей по всем направлениям — от размежевания границ до выкручивания рук в энергетической сфере.
В Азербайджане видные деятели культуры и политики заявили, что демонстрация фильма «повредит азербайджано-грузинским отношениям». Как писало интернет-издание Vesti.Az, «это настоящая антигрузинская агитка, и она недопустима к показу в столице государства, которое точно так же, как и Грузия, подверглось агрессии и потеряло 20% своей территории». А только что закончившийся визит президента Грузии Михаила Саакашвили в Баку подтвердил особые отношения между двумя странами. Странно, если бы в Азербайджане власти разрешили показ явно антигрузинского фильма.
В Молдове прокат фильма тоже был запрещен. Официальная версия — что прокатчики не договорились о цене, есть сведения о некотором давлении на владельцев кинотеатров. В любом случае, факт налицо.
С учетом того, что в Москве усилилась тенденция идеологической и пропагандисткой экспансии, концентрированным выражением которой стала концепция так называемого «Русского мира», запрещения или затруднения в показе столь лелеемых агиток должно было быть встречено с крайним раздражением. Несомненно, как в Киеве, так и в Кишиневе и Баку именно на это и рассчитывали. По своим соображениям, но результат оказался общим. Снова в Белокаменной заговорили об антироссийском объединении ГУАМ, которое недавно там считали канувшим в Лету.
Доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Дипломатической академии Сергей Жильцов в московской «Независимой газете» заметил, что «украинская элита, как и элиты в остальных постсоветских государствах, давно уже видит себя в рамках общей стратегии ЕС и НАТО, оставляя за Россией рынки сбыта и роль источника получения природных ресурсов. В этом контексте в решении Киева, как, впрочем, Баку и Кишинева, о запрете показа российского фильма нет ничего удивительного... Действия украинских властей в очередной раз дали повод поставить вопрос о том, насколько российско-украинские отношения отвечают критериям провозглашенного стратегического партнерства. Очевидно, что характер отношений между двумя странами давно уже не отвечает этому определению. Нельзя и дальше не замечать этого факта. По истечении 20 лет существования постсоветского пространства у России фактически не осталось в этих странах союзников. Пример с Партией регионов в Украине является тому наглядным подтверждением».
Вот так. Начали с Харьковских соглашений и клятв в вечной дружбе, а теперь табачок врозь. Россия в отношениях с Украиной давит на газ, сыр и другие товары, в ответ — ограничения информационной и пропагандистской экспансии. И с каждым днем таких болевых точек в двухсторонних отношениях становится все больше.
Запрет кинофильма «Август. Восьмого» носит исключительно показательный и политический характер. Не будут его показывать в кинотеатрах — для желающих беда не слишком велика. В Интернете в любой момент его можно посмотреть или записать на собственный компьютер. Поведение украинской власти не свидетельствует о том, что она действительно защищает информационное и культурное пространство страны.
Одиночные действия, вызванные конъюнктурными соображениями, только ухудшают общую ситуацию. Нужны целенаправленные и тщательно выверенные решения, а не случайные запреты, ничего особенного не дающие. Только слабо верится, что нынешняя власть на такое решится. Возникает опасение, что компромисс в газовом вопросе, если он будет достигнут, еще шире откроет ворота низкопробной продукции соседней страны, которая будет отравлять умы и души наших граждан. А украинскую власть это не будет сильно беспокоить, как неоднократно бывало в прошлом.
ОТ РЕДАКЦИИ
Государственное удостоверение на право распространения и демонстрацию фильма «Август. Восьмого» на территории Украины еще не выдано. Об этом сообщила пресс-служба Министерства культуры Украины. Причина пока еще — формальная: заявление от дистрибьюторской компании, которая намерена осуществить прокат этой ленты, еще не прошло все соответствующие процедуры.
«Дистрибьюторская компания обратилась в Государственное агентство Украины по вопросам кино с просьбой выдать прокатное удостоверение только 28 февраля 2012 года. Рассмотрение заявления, принятие решения по государственной регистрации фильма или отказа в ней и выдача прокатного удостоверения осуществляются в течение десяти рабочих дней после представления владельцем соответствующих прав на фильм. В случае возникновения расхождений относительно определения индекса фильма срок рассмотрения заявления и выдачи прокатного удостоверения может быть продлен до 25 дней», — говорится в сообщении пресс-службы.
Комментировать фильм «Август. Восьмого» и качество его влияния на общество до принятия окончательного решения по выдаче прокатного удостоверения в министерстве отказались.
Пока еще какая-либо демонстрация этой ленты в любом кинотеатре Украины считается несанкционированной и таковой, которая влечет за собой административную ответственность. Также Министерство культуры призвало журналистов сообщать, в каких именно кинотеатрах прошел или проходит несанкционированный показ картины «Август. Восьмого».