Сериал «Бедная Настя» стал одним из самых крупных телевизионных событий уходящего года. Уже после появления первых серий у телезрителей возникла масса вопросов: как делался сериал, откуда появились такие шикарные декорации, костюмы (неужто из загашников московских да питерских музеев?!) и как вообще современных актеров превратили в выразительных графинь и князей? В ближайшее время «Бедную Настю» можно будет посмотреть на телеканале ТЕТ, и на этот раз — более внимательно.
Когда «Бедная Настя» вышла на экраны в первый раз, журналисты оживились в надежде получить информацию о съемках и узнать, чем же закончится сериал. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что съемки идут в непривычном ритме: сегодня снимают — завтра в эфире. Сценаристы тоже подключались в процессе, и никто не знал, куда выведет кривая сюжета. Ходили даже слухи, что изначально история, которую заявляли под названием «Бедная Настя», была совершенно другой — не про крепостную, не про актрису, и вообще не про то. И вроде как заглавие осталось, а сюжет изменился — и все раздумывали, как объяснить, почему «Настя» и где героиню с таким именем уже столько серий прячут. Но прошло время, и герои Елены Кориковой, Екатерины Климовой, Даниила Страхова и Петра Красилова полюбились телезрителям. Судьбы этих актеров стали достоянием народа, и наконец-то завеса с производства сериала пала. Именно поэтому интересно посмотреть «Бедную Настю» во второй раз, так как многие вещи воспринимаются совсем по-другому, внимание обращается на детали, которые в первый раз прошли мимо.
Во-первых, можно поиграть в игру — найди отличия в истории и в сюжете. Для этого нужно обзавестись несколькими хорошими историческими книгами и внимательно следить, как развиваются события в сериале. Хотя сценарий и основан на настоящих исторических фактах, авторы в некоторых случаях отступали от исторической правды. Например, в сериале все дамы на экране — с глубокими декольте. На самом деле фрейлины платья с декольте в быту не носили, это позволялось исключительно на приемах и балах. В повседневной жизни они носили специальные «служебные» платья и кокошники в русском стиле.
Но в большинстве случаев исторические детали мастерски обыгрываются сценаристами. Фрейлина Репнина предупреждает Соню Долгорукую, что «дворцовый этикет не всегда дает проявить веселый нрав». Действительно, дворцовый этикет имел ряд ограничений. Фрейлинам не подобало быть чересчур веселыми, равно как и грустными. Цесаревича не только для красоты сценария сделали ловеласом. Женщины действительно были «ахиллесовой пятой» Александра. Часто, уже во время царствования, он гулял по городу инкогнито, знакомился с дамами и охотно бегал на свидания. А вот неточность: среди пассий наследника не было Натальи Репниной. Долгие годы император жил с княгиней Екатериной Долгорукой. Девушка была моложе Александра на 30 лет и родила ему трех отпрысков. Влюбленный государь поселил вторую семью в Зимнем дворце, этажом выше законной супруги. Императрица жаловалась на шум сверху, а топот детских ножек доводил ее до истерик с крушением мебели.
ТЕХНОЛОГИЯ СЪЕМОК
После каждой сцены все актеры обязательно фотографируются. Вот, например, Анна (Елена Корикова) вечером была на съемках, а Репнин (Петр Красилов) не мог приехать. На следующий день в этой же декорации актриса должна выглядеть так же, как вчера. Для этого полностью фотографируется костюм, макияж, прическа, все бантики, заколочки — вплоть до шрамов у актеров.
Положительных и отрицательных персонажей можно отличить по костюму. Отрицательные персонажи, такие, как Долгорукая, Забалуев, Полина, были в темной, сложной цветовой гамме. А костюмы положительных героев, наоборот, решены в светлой пастельной гамме.
Самыми привередливыми модниками в сериале были мужчины. Очень тщательно относился к своему внешнему виду Дмитрий Шевченко, исполнитель роли Карла Модестовича. А Дмитрий Исаев (цесаревич Александр) хотел больше костюмов — ведь по роли у него их было всего два — военный и парадный. Гримерам больше всего хлопот доставляло шитье бакенбардов и усов. В современной-то жизни их не носят! Вот была бы хохма, если бы половина мужского состава «Бедной Насти» ходила по улицам с пушкинскими бакенбардами! Чтобы этого не допустить, бакенбарды и усы делали. На специальную марлю тонким крючочком вдевали каждый волосок, завязывали узелки и потом вырезали по форме. Усы и бакенбарды актерам приклеивали, а после съемок снимали при помощи спирта, промывали от клея, обрабатывали, отвивали щипцами.
БУТАФОРИЯ
Она доставляла немало хлопот съемочной группе. Ведь не всегда можно достать те или иные исторические раритеты. Царский жезл не смогли купить, пришлось делать. И церковно- приходскую книгу тоже пришлось мастерить самостоятельно. Иногда бутафорам даже приходилось сочинять исторические документы, как, например, текст денежной реформы.
САМИ СЪЕМКИ
Основная сложность состояла в том, чтобы найти такой ракурс съемок, при котором в кадр не попадали бы современные элементы архитектуры. А вот с погодными условиями съемочная группа научилась справляться очень легко. Сделать из пасмурного дня солнечный и наоборот для нее вообще не составляло труда. Так что, если в каком-то эпизоде «Бедной Насти» сияет солнышко, это не значит, что таким же ясным был съемочный день. Именно такое производство и называют «американскими технологиями» — когда нет непреодолимых обстоятельств, а есть жесткий график съемок.