Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Бог & «Фейсбук»

О коммуникации между Церковью и обществом через социальные сети и шоу-проекты
21 ноября, 2014 - 11:50
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что современный человек — это представитель цифровой эпохи. Имея в кармане гаджет (смартфон, планшет, айпед), каждый из нас попадает в информационный мейнстрим, где быстрое обновление новостей способно сбить с ног. Немало молодежи не мыслит своего дня без запощенного селфи, эмоции, музыки или мысли в аккаунте. Иногда кажется, что люди начинают думать твиттами или короткими фейсбук-постами. Менее популярным остается телевидение, однако нельзя говорить, что аудитория отказывается от просмотра шоу-проектов или политических ток-шоу. Напротив, здесь тоже есть свои потребности и запросы. Собственно, в этом аспекте стоит говорить о другом уровне коммуникации или, в конечном итоге, о потребности нового диалога в обществе с позиции всех присутствующих в нем институций, прежде всего — Церкви, которая предлагает человеку жить духовным, а следовательно — настоящим.

ДИАЛОГ В СЕТЯХ

Когда общаюсь с духовенством, слышу немало негативных отзывов относительно пользования социальными сетями. Иногда священники жалуются на отсутствие свободного времени, мол, у меня и так достаточно работы в храме, приходе, на Фейсбук или Твиттер сил вообще нет, да и что там можно предложить интересного, поскольку весь интерактив похож на фрагментарную и поверхностную «тусовку». Как явление социальные сети стоит рассматривать с двух сторон. Однако, с моей точки зрения, позитивов здесь намного больше. Конечно, одним из вызовов коммуникации в социальных сетях является действительно немного поверхностное и легкое общение, которое в действительности несет в себе угрозу исказить основную мотивацию в общении между Церковью и обществом, поскольку содержит формат игры. Это может, кстати, быть угрозой для духовного развития не только прихожан-френдов, но и духовника. Другая опасность — чрезмерное присутствие в веб-пространстве. Безусловно, я приветствую проповеди на ютюб-канале, в аудиоподкастах, изложенных на Ex.ua в том или ином формате. Однако, думаю, духовенство должно оставить пространство для реального общения, поскольку Церковь — это все-таки божественный организм, это сообщество реальных членов, а не виртуальных пользователей. Сегодня среди молодежи возникают вопросы наподобие «могу ли исповедаться через скайп или в Фейсбуке?» Думаю, что дать утвердительный ответ на такой вопрос абсолютно невозможно, поскольку опять-таки нарушим весь смысл понимания Церкви как организма. Однако, если сегодня возникают подобные вопросы со стороны мирян, духовенство просто обязано давать ответ, в частности через рефлексии в сети. Важно понимать, в каком мире живет современный человек. С моей точки зрения, это измерение условно можно назвать «раковиной». Непрестанный ритм жизни, вызовов в обществе, новых возможностей и прогресса вводит его в состояние самоизоляции. Поэтому в сети намного интереснее рассказывать о собственной жизни, чем вживую с коллегами или родными. Присутствие духовенства в социальных сетях, думаю, стирает разделение сторон на «я» и «ты», потому что «я» — такое же, как и «ты»: мы ходим на футбол, слушаем музыку, готовим еду, читаем книжки, путешествуем. В воображении обычного прихожанина священник или епископ — не просто серьезный наставник, которого надо слушать со всей внимательностью, сложив учтиво руки. Напротив — это друг и наставник, а амвон — не трибуна для наставлений, а лишь площадка для совета и поддержки. Разделение сторон в диалоге между духовенством и прихожанами на «свой» и «чужой» делает невозможной эффективность коммуникации по поводу решения многих проблем, ведь параллельно происходит творение определенных стереотипов одних относительно других. Социальные сети способны разрушить эти барьеры, ведь есть немало людей, которым проще лично написать священнику, а уже после этого прийти в храм. Кроме «эффекта изоляции», который переживает современный человек, каждый нуждается в персональной коммуникации. Сегодня все больше мы рассматриваем человека сквозь призму гущи других людей, а не как самобытную личность. Если, например, преподаватели рассматривают своих студентов исключительно как курс, поток или академическая группа, это отбивает охоту последних, не вызывает никакой мотивации к учебе. То же самое происходит в храме — священник часто ввиду занятости меряет своих прихожан приходом, а не отдельными мирянами с обычными проблемами и потребностями. Рациональное использование инструментария социальных сетей позволяет произвести персональную коммуникацию, которая так необходима современному человеку. Потому что хоть мы и закрылись в свою «раковину», но все же нуждаемся во внимании и любви, а что самое важное — в опеке!

ЦЕРКОВЬ И ТАЛАНТ-ШОУ

Недавно на Мальте состоялся полуфинал отбора на Евровидение. В список 48 композиций попала песня монахинь-урсулинок «Люби и отпусти». Конкурсная песня рассказывает о работе сестер с сиротами. Монахини получили разрешение на участие в конкурсе от архиепископа Поля Кремона, который сказал им реализовывать советы Папы Франциска и проповедовать именно так. Писали песню еще с августа и старательно проводили репетиции после каждой мессы. Хотя, по мнению сестер, они не являются профессионалами в вокале, однако их композиция содержит позитивную мотивацию и ценностную почву, необходимую миру. Напомним, что буквально в этом году в проекте итальянского «Голоса страны» получила победу сестра Кристина Скуччиа. На «слепом» прослушивании сестра покорила сердца всех членов жюри, а ее наставник — репер Джей-Экс — начал ходить в храм. В Интернете сестра Кристина стала беспрекословным лидером по количеству просмотров в течение минуты. Думаю, кроме персонализма в коммуникации, сегодня Церкви важно презентовать свою открытость, в частности и на участие в подобных проектах. Конечно, для многих консерваторов среди духовенства принимать участие в талант-шоу вроде Евровидения или «Голоса страны» — дискредитирует Церковь. Однако важно, что общество меняется и одной только проповеди с амвона недостаточно! Церкви надо быть с современным человеком везде, где только это необходимо; рассматривать его потребности, анализировать условия, в которых он находится, и выбирать определенные новые коммуникационные стратегии. Иначе у нас не будет в обществе эффективного диалога, а следовательно угроза духовной деградации — близко!

Юліана ЛАВРИШ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ