Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Человек — каков он есть — на экране ТВ. Словацкого

18 февраля, 2000 - 00:00

Благодаря изобретению так называемого «ящика» и мощным РR-технологиям, мы ежедневно окунаемся в аудио- и видеопространство, не подозревая, что реальность на самом деле остается вне кадра, а ее место бесцеремонно заполняет реальность, как принято теперь говорить, виртуальная. Картинки, образы и ассоциации формируют наше сознание — от политических убеждений до художественных вкусов.

Еще не так давно московская Шаболовка как поймала совкового обывателя, так и держала его десятки лет на территории 1/6 мирового телепространства. Современное украинское телевидение с переменным успехом снимает кальки с прошлого, хотя масштабы не те. Тарелки сателлиток на крышах должны были открыть границы для свободного доступа к телеинформации. Так нет. То финансовые проблемы (нищета), то языковый барьер, то банальное желание комфорта и привычка повернули тарелочки, в лучшем случае, на российские спутники. Итак, Россия «без шума и пыли» выиграла на этот раз телеинформационную войну. Но оставим это специалистам в отрасли национальной безопасности, защиты прав потребителей и юристам.

И перейдем к свободе выбора — переключать кнопочки, т.е. телеканалы. В частности, в Ужгороде, где на обычную польскую антенну за 40 грн. с платой усилителя сигнала зритель, не знакомый с угро-финской языковой группой, может позволить себе принимать две-три словацкие программы. В частности, «Маркизу» — наиболее популярный коммерческий канал, СлТ-1, СлТ-2 аналогичны нашим государственным УТ-1, УТ-2.

На вашем пульте, как правило, восемь кнопок, восемь программ. В каком порядке они настроены? Как правило — по рангу симпатий, т.е. по рейтингу. Для кого: УТ-1, УТ-2, «Интер», для кого — наоборот. «Маркиза» проводит акцию «Маркиза на «единичке». Телеведущий и съемочная группа наугад «слоняются» по квартирам и семейным домам, могут пожаловать с телекамерой к кому-либо в гости. Открываются двери, хозяйка, немного смущенная, приглашает в гостиную, включает телевизор. Если «Маркиза» на цифре 1, то хозяйке задают простой вопрос из телевизионного репертуара. Удачный ответ — и она обладательница новенького «Панасоника». Обычный рекламный ход.

Задержавшись у экрана немного дольше, замечаешь эффект присутствия. Репортер с оператором на улицах Братиславы, в типичном словенском трактире, цыганском «гетто», на заметенной снегом дороге, где только что произошла автомобильная авария. Перехватывают какого-то чиновника врасплох в дверях кабинета. «Как случилось, что участок дороги, отнесенный к вашей компетенции, был непригоден для езды? Погибли люди!» Без комментариев. Но с садистским удовольствием видишь перепуганные глаза должностного лица.

Бесконечные викторины, лотереи, конкурсы. Горы писем в редакцию. Ведущие окунаются в эти кучи, как Скрудж МакДак — в свои сокровища. Звонки в студию в прямом эфире.

Большинство программ хорошо знакомы нашему зрителю. Есть такие, которые откровенно проигрывают адаптированным на русский язык («Любительское видео», например). На мой взгляд, не хватает блестящих комментариев, подтекстов, иронии. Все слишком прямолинейно, как у американцев. Стал на лыжи — упал — очнулся — гипс. На свадьбе напился — пошел танцевать — упал — очнулся — гипс!

«Любовь с первого взгляда»: скромно, непосредственно. Молодые пары просто с улицы. Их молодость, вкусы, увлечения прекрасны сами по себе и не нуждаются в особой режиссуре.

«Форт Буаяр». Франкоязычная версия — давно в прошлом. Остался форт и карлики. По каменным стенам лазят словацкие команды. Дядюшка Фура подсказывает вопросики из словацкого фольклора. Призовые дукаты — словацким приютам. Патриотически, благородно и ненавязчиво.

Вспомнил о патриотизме, когда на «Маркизе» крутили наш отечественный комикс-сериал «Каламбур». Очень смешная «Дедина глупаков» (Деревня дураков). Кроме сообщений о преступных украинских группировках и нелегалах на заработках, это была все-таки информация об Украине.

У вас есть хоть какой-то слух и голос, немного непосредственности и шарма? Пойте! Сначала вас остановят на улице и предложат продемонстрировать что-нибудь из любимого песенного репертуара. Если вы не безнадежны — часы веселья, настоящей энергетики, любительского старания в студии, где настоящая «звезда», обыкновенный провинциальный парень в роли шута-телеведущего, раскрутит «на звезду» даже скромную портниху из горного села.

Как здесь не вспомнить проект «1+1», окончательно развеивающий миф об Украине, которая хоть как-то поддерживает традиции пения. Поражает не столько животик бывшего студента и его «подачи» на уровне КВНа, сколько сознательное селекционирование в студии юных дарований по непонятным критериями. У чувствительного зрителя во время этой программы может случиться приступ. В глазах рябит от далматинцев и безнадежности услышать и увидеть что-то нефальшивое.

Словаки также любят пошутить, посмеяться, в том числе и над собой. Но почему-то не додумались создать проект, подобный нашему «Отец алкоголик и его сын — дегенерат». Стоит один раз посмотреть программу «Ай мудрий схибить» (и умный ошибается), чтобы убедиться в этом. В студии — два интересных собеседника, известные в стране политики, актеры, журналисты, которые во время беседы делают ставки на компетенцию случайных прохожих в географии, истории и т.п. Оказывается, только два из десяти рядовых граждан могут ответить правильно на элементарные вопросы: «Почему ночью темно, а днем светло?», «На каком языке разговаривают кубанцы (кубинцы)?». Ответ «на кубанском», может быть, и смущает кое-кого из интеллектуалов, но никак не публику в студии, которая веселится от души.

От души — передачи для детей. По субботам вечером для души — легкое порно — взрослым. И, конечно, фильмы, сериалы, преимущественно американские. Реклама короткими блоками. Часто социальная. Короткие выпуски новостей. Минимум политики, которой интересуется безнадежное меньшинство. Одним словом — добротный средний уровень для «вычисленного» зрителя.

Конечно, нет у них такой высокой публицистики, чтобы после программы шахтеры резали себе вены. «Скорая» не дежурит у подъезда телецентра, чтобы спасти сердце тележурналиста. По-видимому, к этому не доходило. Дай Бог, чтобы не дошло. Каждому — свое?

Для чего, собственно, разворачивать дискуссию о резонансе среди зрительской аудитории Украины трансляций телевидения из Восточной Европы?

Думаю, дело не в оценках уровня профессиональности, не в сравнениях подходов, стилей, не в национальных, языковых особенностях. Можно выключить звук и увидеть много общего — динамичные заставки, безукоризненно выстроенный видеоряд, прекрасный дизайн, компьютерную графику, профессионализм визажистов, осветлителей и одинаковые рекламные ролики жвачек, «вылизанные клипы», логотипы спонсоров. То, чем зритель уже давно сыт.

Разница в другом — в том, что та же «Маркиза» может позволить себе показывать словаков такими, каковы они есть. Без комплексов. Без надрыва. Без неестественных поз. Внутренняя свобода персонажа на экране (от министра до водителя такси) проявляется в деталях — жестах, взгляде и, конечно, в словах, интонациях. Трудно даже представить себе заявление какой-нибудь дамы на братиславской автобусной остановке: «Я — за двухпалатный парламент, хотя понятия не имею, что это такое».

Наше отечественное телевидение вынуждено балансировать на тонкой грани между благопристойностью, т.е. показывать видимость гражданского общества, и «прозой» жизни, что смотреть «без брома» просто невозможно. В конце концов — это не проблемы телевидения, это наши с вами проблемы.

Олег ДАЦЮК, Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ