Страсть к мелким передергиваниям появилась у УТ-1 с приходом Зиновия Кулика. Прежнее руководство Национальной телекомпании обычно действовало прямым текстом и необтесанными булыжниками. Вадим Долганов «крыл» зрителей разоблачительным пафосом, а вот Зиновий Владимирович, очевидно, любит ходы исподтишка, но в тонкости и изобретательности и нынешнее руководство государственного ТВ уличить трудно. Когда вдруг в эфире УТН, как правило, закрытом для оппозиционеров, появляется Александр Мороз — сразу понятно, что, видать, Александра Александровича на чем-то «подловили», не просто ж так УТ-1 вдруг возьмется говорить о его визите в Германию. Так и есть: сначала корреспондент УТН (безымянный) Мороза провоцирует: вот, мол, говорят, что вы летали на самом деле к Лазаренко, как вы к этому относитесь? А.М., разумеется, недоумевает и все отрицает. Да, собственно, любому здравомыслящему зрителю понятно, что в мире современных коммуникаций невозможно скрыть факта перелета куда бы то ни было, а тем более — встречи с политическим деятелем, задержанным иммиграционными службами США. Не говоря уже о том, что случись подобное, оно, разумеется, не прошло бы незамеченным для нашей и зарубежной прессы и информагентств, и можно представить, какой бы вой те же УТН подняли бы! Но, увы, не повезло — не получилось. Значит, «случай» надо придумать самим. Вот и дают УТН обмолвку А.М.: «Я повернувся зі Сполучених.. Ой, пробачте, я повернувся тільки що з Німеччини», с многозначительностью комментируя это: «Як пояснити пікантну обмовку, якої припустився Олександр Мороз, відповідаючи в аеропорту, звідки він прибув?». А заявив в начале программы, что А.М., по его словам, ездил в Германию для встречи с представителями правительства и бундестага, но, мол, встречался и с представителями деловых кругов, спрашивают потом у А.М.: какие конкретные результаты будут для Украины от поездки, конкретные контракты? И ответ Мороза, что он — представитель парламента, и в его функции не входит занятие конкретными проектами, комментируют незамысловато: «То ж мета поїздки залишилась неясною».
Производит впечатление даже не сама «махлевка» — наиболее подходящее слово для обозначения подобных действий УТН, а ее мелочность, которая разумеется, имеет эффект бумеранга, и лишь придает веса Морозу, как всегда бывает, когда кто-то превращается в моську... Тот, на кого она лает, поневоле воспринимается слоном — даже без объективных на то оснований. А еще интересно, для каких таких дремучих соотечественников, которые не способны произвести в уме элементарных мыслительных упражнений, это все предназначается? Ей Богу, даже не хочется верить, что на нашем главном канале так плоско мыслят, что не способны придумать ничего, что бы тянуло хотя бы на профессиональную манипуляцию, коль уж на то пошло. Вот и результат, который дал левым очередной повод для разоблачений «лживой пропагандистской машины нынешнего режима»... Такое впечатление, что именно этого УТ-1 постоянно и добивается.
Раньше на отечественном ТВ была одна передача для сексуально озабоченных граждан страны: «Доброго ранку, Україно» (если не считать, конечно, рекламы вибромассажеров). Теперь (возможно, в связи с приходом в «Доброї ночі, Україно» Василия Климчука) интересы определенной категории зрителей блюдутся и в ночном эфире. Замечу — речь не об эротике на ТВ, ибо как раз ее в вышеназванных программах (о фильмах — не говорим) УТ-1 не было и нет. Эротики, под которой на цивилизованных телеканалах понимается видео и информация высокого качества, нередко — на уровне искусства. Увы, разговор о сексе — в жизни и об эротике — в массовой культуре в студийных блоках ночного канала на УТ-1 — это просто «клубничка», но которой придают на полном серьезе особую значительность, и которую преподносят просто-таки с садистской навязчивостью, в стиле МТВэшных Бивиса и Батхода, только в исполнении взрослых дядей. Самый колоритный из последних — Никита Бельский, который, кажется, и свой «Пресс- курьер» затеял исключительно для того, чтобы не дать аудитории УТ-1 возможности упустить хотя бы одну газетную статейку про Это. Свое благородное дело Никита Бельский продолжил и в ночных выпусках «Пресс-курьер» (по будням), начиная свои обзоры газет с материалов исключительно типа «Радиационный удар — между ног». Ну, в общем-то, обсуждать Это ночью — более естественно, хотя, например, Андрей Середа на том же ночном канале от УТ-1 в минувшую субботу утверждал, что лучшее время для занятий Этим — 8 утра. Вы ощущаете, дорогой читатель, накал страстей в жизни украинцев, которую, как принято считать, якобы отражает наш телеэфир?
Вообще, в «Доброї ночі, Україно!» в минувшие выходные Это обсуждалось по полной программе. В субботу — в связи с «темой дня (ночи)» от «Эры» — которую ведущие студии прямого эфира Людмила Травникова и Андрей Середа обозначили как «різні збочення». В воскресенье — в связи с освещением темы «шоу».
Тематически обсуждение темы «збочення» ограничивалось упоминанием душещипательной кошачьей свадьбы (на что Андрей Середа заметил Травниковой: «Тебе що, кицi бiльше вставляють? Я тобi про людей кажу!»). Информацией «с бородой» о поимке Джорджа Майкла в момент «приставания к парню» (при этом А. Середа восклицал: «И это Майкл, любимец половины женщин!). Опросом из крещатинского подземного перехода («трубы», далее которой корреспонденты «Эры», кажется, и не выходят) молодых людей, для которых «збочення» — это гомосексуализм и зоофилия, а вообще — «кому какое дело?» (здравое рассуждение). И, наконец, на закуску — Костя Гнатенко, который стал совсем, как Шура, даже «так схуд», как заметила ведущая. Впрочем, в отношении Гнатенко Середа трактовал «збочення» как то, что первый считает своим учителем академика Билодида, и что Костя «вылез на сцену» (эту шутку А.С. можно считать единственной более-менее удачной за всю программу). И вот именно фрагменты выступлений Кости на сцене и не давали самому неискушенному зрителю обмануться насчет того, почему именно Гнатенко стал персонажем передачи о «збоченнях». Однако, разумеется, ни на какой разговор о чем-либо вразумительном — скажем, зачем интеллигентному и умному журналисту строить свой имидж на особенностях своих сексуальных ориентаций, почему именно это в нем должно кого-то волновать? — поползновений не было. Был просто «треп», из которого запомнились разве что восторги Константина по поводу того, каким стало УТ-1: «демократичним, іронiчним, зухвалим...». Вряд ли на заре карьеры автора и ведущего знаменитого «Бара «Черный кот» можно было предположить, что через н-ное количество лет он все чаще будет появляться на ТВ в роли пошловатого провинциала, восторгающегося самим собой и за мерило демократии признающего всего лишь возможность постебаться насчет того, «что лежит под яйцом?» (анекдот, рассказанный А.Середой в этом же эфире, от которого Людмила Травникова смеялась взахлеб).
А ведь вполне правомерное направление движения было поначалу обозначено А.С. — в его трактовке «збочення» как просто шага человека в бок... Увы, дальше этого не пошло.
Как известно, именно развлекательные жанры, в том числе и на ТВ, требуют от создателей абсолютно выверенного ответа на самый простой вопрос: «Зачем?» Зачем зрителю выдерживать зажатость Травниковой и «отвязность» Середы, если продукт, ими предлагаемый, — не веселый, не информативный, не ироничный — бессмысленный и на версту отдающий дурновкусием и откровенной художественной самодеятельностью сельского клуба? Зачем на следующий день, в воскресенье, показывается в той же «Доброй ночі, Україно» пошлый и некрасивый, неэстетичный стриптиз, а за кадром при этом идет очень примечательный комментарий ведущих студии: Людмилы Травниковой и Назара Довгого: «Цікаво, як би це вона (стриптизерша. — Н.Л. ) робила, якби музики не було?, — задается вопросом Людмила. «Як би вона це робила — я знаю», — отвечает Назар. «А от як ти б?» (!— Н.Л. ). «Цікаво, — поддерживает далее разговор Людмила, — що робили при цьому чоловіки?». И, в кульминационный момент номера: «Так, безумовно, якщо робити це — то вже до кінця». А через некоторое время, после парочки танцевальных номеров, воспроизводящих половые акты гомосексуальных партнеров, — идет еще один подобный, не менее примечательный и содержательный диалог ведущей с танцовщиком Алексеем...
Кстати, надо отдать должное зрителям: все предлагаемые им в тот вечер «ночные развлечения» они воспринимали весьма критично, что и выражали в своих телефонных звонках. На что Назар им, зрителям, откровенно хамил, явно уже уверовав в свою «звездность». А еще ТРК «Эра» предлагает частенько зрителям репортажи Эдуарда Арзянцева — гордо именуемого коллегами «сталкером». Но, ей Богу, не пойму, что сталкерского в том, чтобы забраться, скажем, в один из уголков Подола, где старое кладбище, сатанинские знаки на надгробьях, пустые бутылки у их подножий, дать парочку мини-интервью с редкими в тех местах прохожими, которым «здесь иначе думается», а потом быстренько оттуда возвратиться и в студии на вопрос Л.Т. о том, о чем же думалось там самому Эдуарду, ответить: «А ни о чем... Как смонтировать этот сюжет». Или, скажем, этот «сталкер» берет те же мини-интервью (опросы — любимый жанр ТРК «Эра») в той же «трубе» на тему «Чем должен заниматься ночью мужчина?».. И, опять-таки, кроме нескольких весьма ординарных, неинтересных ответов обитателей «трубы» — в том сюжете не было ничего. Даже ведущий студии Василий Климчук не выдержал (все-таки профессионал!), и заметил: «Те, що ти зняв — нагадує просто веселі картинки, ні що інше. А для себе ти щось з'ясував?»... В ответ тоже невнятное мычание, что ко всему надо относиться проще (любимый комментарий Эдуарда).
А еще в течение трех дней с придыханием на ночном канале рекламировался предстоящий приход в «Эру» Вячеслава Добрынина. В итоге он пришел — явно нетрезвый — и фактически не сказал ни одного вразумительного слова. И, в конце концов, дело даже не в том, что нетрезвый (у кого из телевизионщиков не было подобных проколов?), а в том, что кого, собственно, с таким пафосом анонсировали, какой такой величины личность?
Кстати, в тот же вечер в ночном полете «Времечка» на «ТВ- центре» гостьей студии была Татьяна Толстая, которой зрители по телефону задавали интереснейшие вопросы, и которая сказала тоже очень примечательную фразу: «Человек не может не думать о глобальном. Ведь он сам — глобален, ибо существует в таком разнообразии самых разных координат — от космоса до.. жэка».
Я не хочу касаться больной для нашего ТВ темы того, почему все старое, устоявшееся на российском ТВ становится якобы новым словом на ТВ украинском. В конце концов, на калькировании живет в мире множество каналов, а производство эксклюзивного стоит бешеных денег. Я только хочу понять, почему у них, в Москве, скопированный продукт превращается, скажем, в «Поле чудес» Листьева или Якубовича, а у нас «Сегоднячку» от НТВ «противостоит» «Доброї ночі, Україно» — даже не секенд- хенд, который на этом фоне выглядит просто верхом вкуса и благопристойности. Почему, скажем, включившись в понедельник на «Сегоднячко», я вижу сюжеты о конфликте между московскими экологами и членами общественной организации, затеявшей поднятие танка из московского Черного озера (заповедной зоны). О похоронах иркутского «вора в законе», который пытался привить своим «подопечным» «цивилизованные» правила криминала. О девчачьей войне между двумя московскими школами — привилегированной и «пролетарской». О двадцатилетии сборника «Метрополь» (репортаж) и т.д. и т.п. — живые, динамичные материалы на значимые темы. Эти темы отличны от обычных сюжетов новостийных программ своей локальностью и меньшим масштабом событий — но, тем не менее, они касаются той или иной стороны жизни каждого зрителя. Причем, буквально каждый сюжет был сделан корреспондентами с осмысленной целью и обобщением проблемы, и попыткой ухватить существенное. При этом дается панорама жизни не только столицы, но и всей России (чего стоят те же поездки «дедушки» Воеводина!). Такому московскому ТВ с «человеческим лицом» уже немало лет. Неужели за это время у желающих скопировать продукт в Украине не было возможности подготовиться основательно, чтоб выглядеть хотя бы не хуже? Чтобы, кроме суперпрофессиональных обзоров политических событий Сергея Набоки, который и в условиях заангажированного УТ-1 умудряется давать в них свой, незашоренный взгляд, было в программе и еще нечто, кроме обычного маргинального мелкотемья и дурновкусицы. Тем более, что немногочисленные примеры нормального, профессионального репортерства в ночном канале втречаются — скажем, сюжет о проблемах челюстно-лицевой хирургии в программе за 1 марта.
Конечно, стоило на УТ-1 менять Лешика на Княжицкого, а Княжицкого — на Кулика, чтобы фоном у пропагандистского оркестра политических госпрограмм шла хуторянская доморощенность программ коммерческой «Эры», которой нынче делается такой промоушн. Ведь пока что единственным действительным достижением Зиновия Кулика (которое, правда, не является лично его заслугой) можно считать программу «Взгляд в мир» Тараса Аврахова — действительно профессиональную. Все остальные так называемые «новые» проекты — это то ли повтор уже тысячи раз пройденного и отработанного материала, лишь в новейших, и нередко конъюнктурных модификациях (то же одиозное «Досье»), либо полуфабрикаты («Не все так погано в нашому домі», ток-шоу «Уже не дети», «Диалог со сфинксом»), либо просто старые проекты, которые хоть перелицовывай, хоть перешивай, а протертая ткань все равно себя выдает («Классик- премьер», «Надвечір'я» и т.д.). И, что странно, все больше и больше коммерческих телепроизводителей получают свой «кусочек пирога» на государственном ТВ (Зиновий Кулик считает это отрадным фактором для повышения качества программ) — но это самое качество и уровень УТ-1 остаются прежними. Как и положение штатных сотрудников НТКУ, используемых в качестве разменных монет и рабсилы для удовлетворения коммерческих и политических интересов «хозяев» государственного эфира. Вспоминается старый анекдот о пессимисте и оптимисте: «Хуже не бывает! — Бывает, бывает...»