«Немцы еще не очень млеют от украинской музыки. Хотя интересуются ею и хотят понять», — эти слова принадлежат журналисту авторитетного немецкого журнала MusikTexte Марии Кауц. Февральский номер этого престижного издания почти полностью посвящен новой академической музыке украинских композиторов и музыкантов. Как, анонсируя выпуск, отметили сами же немецкие журналисты, сегодня совершенно понятно, что европейцев нужно больше знакомить с теми, кто пишет музыку в Украине, да и вообще объяснять тамошней публике, какие музыкальные процессы происходят Киеве. Если ситуация с музыкантами-исполнителями на первый взгляд кажется проще (они много выступают на разных европейских музыкальных конкурсах и имеют собственные турне по Европе), то композиторов почти не знают. «Немало талантливых украинских композиторов вообще не знакомы европейцам. Видимо, им не хватает присутствия в медийном пространстве», — говорит Мария Кауц.
Немецкий ежеквартальный журнал MusikTexte уже 33 года культивирует авторитетное мнение и создает профессиональную платформу для плодотворных дискуссий между музыкантами, композиторами и музыкальными исследователями во всем мире.
148-й номер выйдет сразу с тремя публикациями об известном композиторе Валентине Сильвестрове. А также в журнале можно будет прочитать об Алле Загайкевич, Максиме Коломийце, Алексее Шмураке.
«Музыка — это язык универсальный. Если это настоящая музыка, то ее должны воспринимать и понимать во всем мире, — отметил в комментарии «Дню» Валентин Сильвестров. — Украинская музыка по своему инструментарию уже давно является европейской. Сегодня важно, чтобы было качественное исполнительство... К сожалению, и в Европе, и в Украине встречаешь такой подход к работе: сыграть как попало, поаплодировать, разбежаться и... забыть. Главное — чтобы те люди, которые исполняют музыку, любили ее, тогда эта любовь будет передаваться слушателю. И только тогда будет какой-то шанс для развития нашей музыки в европейском контексте. И ее начнут знать и чувствовать в мире. Проблема заключается в том, что музыку кто-то пишет, но еще кто-то и играет. И те, кто играют, и те, кто пишет, должны работать в смысловом тандеме. Разумеется, сегодня украинская музыка недостаточно представлена в европейском культурном пространстве. В частности, есть такой композитор международного уровня, как известный Лятошинский. Но никто не играет его произведения большим оркестром, таким настоящим, например, в Берлинской филармонии».
КСТАТИ, БРИТАНЦЕВ ПОЗНАКОМЯТ С УКРАИНСКИМ ФОЛКОМ — В СТОЛИЦЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ УКРАИНСКАЯ ОБЩИНА ОРГАНИЗОВЫВАЕТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ГРУППЫ THE UKRAINIAN FOLK, ДЕНЬГИ С КОТОРОГО ПОЙДУТ НА ПОДДЕРЖКУ ВОЕННЫХ. МЕРОПРИЯТИЕ СОСТОИТСЯ 27 ФЕВРАЛЯ В 19.00 В УКРАИНСКОМ КЛУБЕ / ФОТО С САЙТА THEUKRAINIANFOLK.PL
К участию в создании номера MusikTexte пригласили еще одного украинского композитора — Аллу Загайкевич, которая выступила в собственной публикации, скорее, как исследователь украинской электроакустической музыки. Понимают ли и чувствуют ли немцы нашу еще достаточно молодую электронную музыку? «Теперь понимают. Вот, например, в Австрии среди немецкоязычного населения у меня был мастер-класс — показывала произведения одного из композиторов, который около десяти лет живет в Украине. И коллега из Австрии, тоже композитор акустической музыки, отметил, что ему еще не удавалось достичь такой пластичности, выразительности, как это делает украинский артист. Это чрезвычайно приятно. У нас многие украинские художники выступали на Берлинской электронной сцене. Вот, например, у меня в начале марта будет концерт в Ганновере. Это сейчас неотъемлемый пласт европейской музыкальной культуры», — отметила Алла Загайкевич.