На страницах «Дня» вышло из печати немало материалов, которые волей судьбы и наших читателей стали жить собственной жизнью. Теперь они составляют мозаику газетной истории, а заодно и новейшей истории украинской журналистики. Некоторые из этих сюжетов — даже кинематографические. Уже не раз описывали на страницах «Дня» случай, когда на одной из встреч главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной со студентами Острожской академии среди аудитории оказалась девушка, узнавшая об Остроге благодаря тому, что ее отец выписывал нашу газету. Более того, когда-то она даже стала героем первой страницы «Дня», отправив в редакцию письмо, которое мы назвали «Список Анны» («День» №62, 2004 год) с простыми и логичными вопросами к политикам, которые последних чему-то загнали в тупик...
Вокруг «Дня» и поднимаемых нашими авторами острых, животрепещущих тем часто вырастают стихийные сообщества. Так, в редакцию до сих пор поступают сигналы относительно поддержки предоставления Донецкому университету имени Василя Стуса. Эта обратная связь подпитывает нас и дает новые импульсы для полезных инициатив. Для нас не менее важно получать и «глубокие» реакции на материалы. Ценными являются те публикации, которые провоцируют мышление читателей, вызывают появление новых идей и мыслей.
Почти полтора года тому назад, 18 января 2008 года, в рубрике «Почта «Дня» было опубликовано письмо студентки Национального гуманитарного университета Виктории Какубавы «Гадкая журналистика». Студентка из Днепропетровска описывала, как она с детства мечтала о журналистике. В конечном итоге, когда ей удалось попасть на практику в «День», она внутренне сформировалась как журналистка. «Вторая практика, после интервью с редактором этой газеты — сформировала четкую модель, каким должен быть журналист. Эта профессия должна вдохновлять и выявлять негативы. Искать нужно для себя, а найденное отдавать людям. Если пишешь для народа — уважай его. И еще много принципов, которые, подобно мышцам, формировались во взглядах», — написала в своем письме Виктория. Впрочем, после возвращения домой она пожаловалась, что ее ожидала совсем иная, «безответственная», «бесстыдная» журналистика. «Если общество деградирует, журналист должен изо всех сил тормозить этот процесс, а не писать «вульгарщину-бульварщину», иначе это — гадкая журналистика», — резюмировала студентка в письме.
Не так давно мы получили неожиданный отзыв на письмо днепропетровской студентки — от студентов IV курса факультета журналистики Львовского национального университета имени Ивана Франко. Размышления студентов, которые овладевают специальностью «Журналистская работа на радио», в адрес редакции прислал профессор Василий Лизанчук с коротким предисловием-размышлением, где, в частности, речь шла о том, что профессиональная подготовка журналистов должна предусматривать повышение языкового, мировоззренческо-интеллектуального, морально-духовного, а также национально-гражданского уровня.
Предлагаем наиболее характерные отрывки из львовского студенческого письма, которое фактически является воплощением общенациональной дискуссии на тему качества украинской прессы. Это послание, которому очевидно посвятили много времени и усилий, свидетельствует о том, что не всех это качество удовлетворяет. Более того: непринятие «гадкой» журналистики не связано с географией и распространяется от Днепропетровска — до Львова.
«Обойдемся без «бульвара»
Ульяна БОДАЙ:
— Чрезмерное внимание части украинских журналистов к вульгарщине — это проблема нашего общества. Журналистика должна не только информировать о «всяких-разных» событиях, а и культурно просвещать, доносить до людей действительно социально необходимую информацию. «Людям головы загромождают хламом. Из прессы, радио, телевидения сыплется филологически и морально нефильтрованная продукция». Эти слова Лина Костенко сказала во время лекции в Киево-Могилянской академии. В погоне за громкой сенсацией журналист превращается в хищное создание. Во всей этой суматохе ему не хватает времени подумать, а нужна ли эта писанина людям? Сенсационность, бульварщина, базарность — что это? Попытка удовлетворить слушателя (зрителя, читателя) или деградация общества? Я вижу для так называемых гадких журналистов только один выход из замкнутого круга. Он — в них самих. Если общество деградирует, то журналистским словом нужно его вытягивать из бездны, а не вгонять туда. Думаю, журналистика — это и сфера деятельности, где, в первую очередь, необходимо осознать, что ты можешь дать своей нации, и ничего не просить взамен.
«Какой должна быть сенсационная журналистика?»
Христина ЧИПАК:
— Так называемая сенсационная журналистика приобрела достаточно угрожающие масштабы как для самой журналистики и журналистов, так и для читателей. Особенно это заметно в рубриках, посвященных культуре, музыке или шоу-бизнесу. Искусствовед, кандидат филологических наук Александр Ващенко отмечает, что журналистам легче писать о «трусах и шляпках бомонда», чем об искусстве, «потому что никаких знаний, никакой подготовки, никакого уровня собственной культуры такие статьи не требуют». Журналист становится поверхностно-универсальным, когда пишет коротко обо всем и ни о чем, не углубляясь в тему и не исследуя ее. Сенсационная журналистика — явление сложное. Элементы сенсационности действительно присутствуют в большинстве материалов СМИ и обусловлено это, в первую очередь, рейтингами. Играя природными инстинктами людей, СМИ пытаются привлечь как можно большее количество читателей (зрителей, слушателей), обеспечивая себе высокие рейтинги. Журналисты забывают о смысле того, о чем пишут, о пользе от изложенной информации, начиняют свои материалы кричащими заглавиями, эмоциональными синхронами, короткими простыми предложениями. Люди же воспринимают такие сюжеты как развлечение, даже если в основе этого материала действительно важное событие. На канале СТБ анонс очередного российского сериала сопровождается словами «Наше новое кино!», с ударением на слово «наше». Но ведь разве это наше? Неужели они думают, что люди не могут отличить чужого от своего? Журналисты, к сожалению, являются участниками постыдного процесса русификации украинской нации. Относительно того, какой же должна быть журналистика в идеале, я бы сказала — разной! Но для начала — украинской! Информационная отрасль должна удовлетворять потребности всех слоев населения, всегда должны существовать качественные издания, работающие по образцам качественной, а не бульварной журналистики. Нельзя доверять свое будущее и будущее Украины людям, которые интересуются только гардеробом группы «Алиби»!
«Мое представление о журналистике»
Ирина ПИРТКО:
— У большинства профессия журналиста ассоциируется с картинкой на экране, с прославленными именами ведущих. Лишь единицы считают, что журналистика — это, в первую очередь, правдивое информирование об актуальных, важных событиях. Часто и молодыми людьми, выбирающими для себя такую профессию, завладевают мечты о прямых эфирах, славе, огромных гонорарах. «Журналист — semper tiro (всегда ученик). У него нет понятия «после работы», потому что невозможно исключить себя из потока духовного труда», — подчеркивает Лариса Ившина. Поэтому начинающие журналисты должны заранее знать, что путь к славе в этой профессии — длительный и тернистый. Признание аудитории, для которой ты работаешь, является наивысшей наградой для журналиста. А одним из журналистских заданий является формирование здоровых эстетических вкусов. Важно не соблазниться на легкие деньги, не размениваться на «джинсу». Журналисты должны жить с широко раскрытыми глазами, «держать руку на пульсе дня». Потому что значительно интереснее жить в стране, которая наполнена умными и энергичными людьми, которые не теряют рвения и надежд, делают открытия в медицине, побеждают на международных конкурсах, пишут и издают книги. Информационное пространство должно быть заполнено качественной, социально важной информацией. К сожалению, немало журналистов, политиков в Украине пытаются законсервировать русифицированное состояние многих украинцев. И сейчас наиболее ущемленной частью гражданства в Украине, которая нуждается в защите, являются украиноязычные украинцы.
В демократических странах мира средства массовой информации пропитаны духом общества, государства, они объединяют общество на национальных, языково-культурных основах. И только в этих рамках они плюралистические, вольнодумные и независимые. Учитывая особенности исторического развития Украины, основами функционирования СМИ в Украине должны быть национальное сознание, государственническое мышление. Такое понимание профессиональных основ журналистской работы входит в европейский и мировой контексты, но укоренено в национальной почве.
«Какие принципы исповедуем?»
Ярина ЦИЖ:
— Возможно, самая большая наша проблема заключается в том, что мы не умеем по-настоящему любить — наш язык, нашу страну, наши семьи, нашу жизнь. «Ищите врага в себе» — эти слова Лины Костенко относятся, на мой взгляд, ко всем вехам нашей истории: прошедшей, нынешней, будущей. Менять нужно в первую очередь себя, утвердить в себе национально-сознательного украинца. Весь комплекс гуманитарных наук, в том числе и журналистика, должен стать усовершенствованным и исправным телескопом, чтобы в правдивом свете отображать самих себя и давать всему миру правдивую информацию о себе. Это первоочередное задание журналистов. «Мы пробуем отойти от советской журналистики и перейти к европейской», — отметила руководитель Департамента информационного и общественно-политического вещания канала «1+1» Наталья Катеринчук. Если под европейской журналистикой понимать «желтизну» и оголенность сюжетов, то мы уже давно успешно к ней перешли. В погоне за сенсациями журналисты теряют смысл самого слова. «Если вы включите телевизор или откроете газету, то услышите и прочитаете там в основном о негативных трагических событиях... Наше «Я» и средства массовой информации непрестанно показывают нам мир как какое-то опасное место, где нас поджидает зло», — замечает современный итальянский психоаналитик Валерио Альбисетти. Умышленное информирование о трагическом и негативном внушает в нас страх, чтобы постоянно держать нас под контролем. Этому нужно противопоставить качественно новое, морально-духовное наполнение информационного пространства.
Мы стоим перед реальной угрозой замещения аутентичной украинской культуры маргинально-размытой, ненастоящей. В то же время наши ФМ-ки изобилуют ширпотребными хитами, а коммерческие каналы транслируют по большей части русскоязычные программы, где учат, пропагандируют, рекомендуют чье угодно, только не украинское. И в «путешествующих» сюжетах популярных сериалов наподобие «Няни» или «Папиных дочек», порой выныривают образы ненасытных украинцев, которые не могут наесться сала и непременно хотят приватизировать жилье благородных российских граждан. Одной из причин такой ситуации является беспомощно-либеральное законодательство в Украине и отсутствие механизмов защиты национальных культурных ценностей.
Новейшей опасностью для украинской культуры стало также наследование нашим обществом потребительского образа жизни, который Б. Чепурко назвал «результатом болезней европейской цивилизации». Разумеется, каждый человек имеет право на свое мнение, свои вкусы, симпатии. Но вынуждены заметить, что мысли и вкусы журналиста должны питаться национально-гражданским сознанием, ведь все мы, невзирая на принадлежность к различным национальностям и культурным сферам, должны любить эту землю и этот народ.
КСТАТИ
55-летие львовской школы журналистики отметили выпуском ряда книг
Недавно «День» получил письма от Зенона Дмитровского, доцента, заслуженного работника образования Украины, заместителя декана факультета журналистики Львовского национального университета имени Ивана Франко. Речь шла о том, что в этом году факультет журналистики Львовского университета, который является базовым в системе журналистского образования наряду с Институтом журналистики Киевского университета, отмечает свое 55-летие. «Его выпускниками стали около шести тысяч специалистов, работающих в Украине и за ее пределами. Среди них лауреаты Национальной премии им. Т. Г. Шевченко, заслуженные журналисты, редакторы газет, руководители телерадиокомпаний, директора издательств, народные депутаты. Ныне на факультете учится больше тысячи студентов. Среди тех, кто ведет их дорогами науки, девять докторов и 28 кандидатов наук», — сказано в письме. Пан Зенон рассказывает также о деятельности факультетской научной школы «Теория и история журналистики», которую создал известный журналистиковед, профессор Владимир Здоровега, а сейчас возглавляет историк-журналистиковед профессор Михаил Нечиталюк. Научная школа выпустила многочисленные монографии, учебники, учебные пособия по теории и истории журналистики. Своих научных поисков она не прекращает. Зенон Дмитровский приводит целый ряд книг, выпущенных львовскими журналистиковедами в последнее время. «Організація роботи редакції газети і праці журналіста» Михаила Присяжного и Марьяна Лозинского — это «своеобразная азбука для понимания природы современной газеты, ее модели, структуры редакции, законов функционирования и успешного развития издания». «Системний аналіз у журналістиці» Олега Романчука «позволяет понять, насколько вопросы нравственности, экологии, экономики, науки, культуры и политики связаны между собой». Выпущенная профессором Иосифом Лосем «Публіцистика й тенденції розвитку світу» «призвана стать методологической основой для более глубокого понимания мировоззренческой публицистики». «Важнейшие понятия и термины теории и практики журналистики, социальных коммуникаций, языковедения, культуры украинского языка» представлены в пособии профессора Марии Яцимирской «Термінологічно-понятійний мінімум студента-журналіста». Историческая тематика представлена двумя книгами профессора Степана Костя «Історія української журналістики (західноукраїнська преса першої половини XX ст.: ідейно-концептуальні засади, періодизація)» и «Історія української журналістики (західноукраїнська преса першої половини XX ст.: структура, проблематика)». «Автор выясняет феномен западноукраинской прессы как выразителя государственнических стремлений и национально-освободительного движения украинского народа как одного из краеугольных камней становления украинской прессы на современном этапе». Профессор Василий Лизанчук, известный исследователь украинско-русских отношений, выпустил книгу «Геноцид, етноцид, лінгвоцид української нації: хроніка». В ней последовательно воспроизведена история чужеземной агрессии против Украины с середины XI века до наших дней со стороны ближайших ее соседей — России, Польши, Венгрии, Румынии. «Это только отдельные издания, которые могут заинтересовать читателей. В ближайших планах — новые книги по истории, теории и практике журналистики», — уверяет в своем письме Зенон Дмитровский.
Мы благодарны львовским студентам за их содержательный отзыв. Такие письма предоставляют возможность расширить общенациональную дискуссию относительно качества прессы, обнаружить новые проблемы, вызовы с одной стороны, и интересные, свежие мысли — с другой. Младшее поколение журналистов понимает, что за ширмой удовлетворения запросов потребителей часто прячется обычная деградация информационного пространства, которую кто-то, к тому же пытается обозвать «європейськістю». Единственный способ перекрыть навязываемые низкие стандарты — это противопоставить им другой уровень, качественно новое наполнение информационного пространства. Только кто на это способен? Ведь значительно легче заниматься «поверхностно-универсальной» журналистикой, нежели жить с широко раскрытыми глазами и «держать руку на пульсе дня». И именно этого требует сегодня наша страна.