5 ноября исполняется 70 лет украинскому телевидению. По случаю этой важной даты журналист, основатель сообщества «Поважні» Николай КАНИШЕВСКИЙ (см. интервью с ним в № 131 — 132 от 22 октября с.г.) вместе с телережиссером Татьяной МИЛЛЕР, посвятившей украинскому ТВ более 40 лет жизни, создали отдельную страницу на «Фейсбуке» под названием «Поважний телевізор» и наполнили ее очень интересным контентом.
«УНИКАЛЬНЫЕ АРХИВНЫЕ КАДРЫ И ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ»
Идею создать такой проект Николай озвучил в одном из фильмов своего «экзистенциального сериала», когда героиней программы стала именно пани Татьяна. Еще работая на ТВ, она создала цикл программ о его работниках в разные годы. Он назывался «Эпоха Первого. 60 лет». «Подобный электронный учебник по истории украинского телевидения до сих пор никто не делал. В этом и была фишка проекта. А еще — в манере: передать информацию динамично через живые свидетельства, хронику и историю страны. В 60 документальных минифильмах использованы уникальные архивные кадры и воспоминания очевидцев, которые до сих пор нигде не звучали», — рассказывала Татьяна Миллер о своей работе. Во время работы было «записано более ста интервью, опрошено, прочитано, пересмотрено и собрано тонны информации из государственных, а главное — частных, домашних архивов», и все это воплотилось в лаконичных 5-минутных сериях.
А уже в феврале этого года Николай Канишевский предложил обнародовать эти архивы в интернете, справедливо рассуждая, что иначе они потеряются где-то. «В архивах украинского телевидения этого нет, потому что Таня уходила с телевидения и забрала с собой свои наработки. Оцифровала их и положила в свой электронный «карманчик». И таким образом сохранилось 60 серий истории украинского телевидения, — рассказывает Николай «Дню». — И мы с таким энтузиазмом начали их вікладівать! Мы сразу сказали, что это некоммерческий просветительский проект: смотрите, а мы расскажем, покажем. Эти фильмы мы порезали по сериям, сделали подводочки, отводочки, добавили Штепселя с Тарапунькой, то есть адаптировали формат для интернета, и так раз в неделю выходили уже в эфир в Фейсбуке». «Это не моя авторская работа, автором является Таня Миллер, — отмечает Николай Канишевский. — Я причастен к этому таким образом, что сумел выложить это в интернет. Мы с ней договорились. Говорю: Таня, на этих архивах ты никогда не заработаешь денег. Давай мы сделаем такое доброе дело». Поэтому 12 марта этого года этот «возвеличивающий важных Крещатика, 26» проект был основан на общественных началах.
Смотря эти минифильмы, вы, в частности, узнаете, что в 1969 году 500 миллионов человек увидели первые кадры с Луны, но советских граждан среди них не было. Украинским зрителям показали, как «идет подготовка к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина». Также именно в это время телевидение «уверенно пошло в цвет», но у большинства зрителей еще были черно-белые аппараты, так что диктор в эфире сообщал о том, что программа транслируется в цвете. А, например, в 1972 году существовало уже два вещателя — УТ и ЦТ, и тогда телевидение рассказало о Мюнхенской олимпиаде и визите Никсона в Киев, но умолчало о волне арестов в Украине. Также герои сюжетов рассказывают, можно ли было носить усы и бороды на телевидении, почему диктор Анатолий Васянович долгое время в эфире был Васянюком. Ну и, в конце концов, здесь можно узнать, говорил ли таки ту незапамятную фразу о «малышах» знаменитый Дед Панас.
ДЕД ПАНАС — ПИНХАС ВЕСКЛЯР
Относительно него, кстати, отдельная история. «Я благодарен в этом проекте за то, что возвеличил Петра Ефимовича Весклярова. Это мой земляк. Он родился в Тальном, и я тоже, — говорит «Дню» Николай Канишевский. — Мы несколько раз виделись в коридорах Крещатика, 26, когда я работал на радио. Как-то я подошел к нему, а он в вышиванке, такой красивый дед, и говорю: «Петр Ефимович, вы знаете, мы с вами земляки, я из Тального. Он: «Оооо, приятно видеть земляка!» У нас еврейский городок был, его настоящее имя Пинхас Хаимович Вескляр. И когда я бываю в Тальном и заходит речь о всеукраинском сказочнике, меня тальновчане всегда исправляют: что «он не ВесклЯров, он ВесклЕр, наш!» Но это тот еврей, который для Украины сделал очень много. Он был принципиально украиноязычным и в 1970-е, 80-е годы. Он с 1962 года вел сказочку, прожившую 26 лет. И я лично собрал фотографии, побывал на кладбище, нашел его могилу, снял дом, в котором он жил последние годы, и сделал для Тальновского музея истории я такой стенд о Петре Ефимовиче Весклярове, всеукраинском сказочнике. 14 октября как раз была годовщина музея, и мы сделали это для его новой экспозиции».
УВЛЕЧЕНИЕ И РАЗОЧАРОВАНИЕ
Что касается «Поважного телевізора», то он, к сожалению, не взлетел. «Сначала у нас даже был Дима Оскин — уважаемый телезритель, комментировавший сюжеты, я взял учебник Ивана Гавриловича Мащенко «История телевидения» и по этому учебнику рассказывал какие-то факты, не вошедшие в серию. И это было такое увлечение! — делится Николай. — Но прошли мы 10 серий и поняли, что зрителя нет. Даже члены ФБ-группы «Хрещатик,26», работавшие в то время на УТ, тоже очень мало смотрят. Я очень разочарован. У меня была такая идея, что я делаю призыв — кто-то имеет какие-то свои архивы, а мы имеем эту платформу, единственное место, где это будет скоплено, и если кто-то когда-нибудь будет о телевидении что-то писать, то он знает, что зайдет в «Поважний телевізор», найдет все, что нужно... Но хронику мы выложили и продолжаем выкладывать, однако никто свои архивы так и не дает. Этому очень простое объяснение: архивов этих у людей и нет... Собственно говоря, идея шикарная, как мне кажется, была, но проект провалился. Из-за того, что его мало смотрят. И я не думаю, что мало смотрят, потому что он плохой. Просто людей это уже мало интересует».
К слову, в описании к ФБ-странице проекта указано, что она может использоваться как Иллюстрированное руководство истории телевидения для студентов профильных вузов. Но вот, оказывается, на самом деле эту историю мало кто учит. И это тоже грустно. И так же эти минисюжеты дают возможность ощутить и атмосферу тогдашнего времени, то есть саму историю Украины — советскую и постсоветскую.
«Я благодарен «Дню», ведь вы единственное издание, которое вспомнит о 70-летии украинского телевидения», — говорит Николай Канишевский. Что тоже само по себе примечательно...