Прошел год, как Наблюдательный совет Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НОТУ) избрал шестерых членов правления общественного телевидения и начал этим процесс реформирования. На днях председатель правления ПАО НОТУ Зураб АЛАСАНИЯ вместе с медиаэкспертами рассказывал об изменениях, вызовах и победах в реформе.
Среди первых сдвигов назвали то, что год назад Общественное представляло собой 28 разрозненных вещателей национального и локального уровня, которые были ориентированы на выполнение госзаказа, а сегодня оно превратилось в публичное акционерное общество с независимой программной политикой, в одного общественного вещателя с разными национальными и региональными платформами.
Изменения коснулись эффективности и прозрачности. В частности, речь идет о закупке и сдаче в аренду имущества через систему ProZorro, разграничении творческой и административной части управления, открытых конкурсах на руководящие должности и других изменениях в штатном урегулировании.
«Мы отбирали на конкурсной основе отдельно менеджеров, отдельно творческих людей. Мы продумали звено исполнительного продюсера, который искал бы средства. Мы отбирали людей абсолютно неизвестных, и вот запустили процесс. Но это еще не конец. В некоторых регионах до сих пор нет менеджеров, как, например, во Львове или Днипре», — рассказал председатель правления ПАО НСТУ Зураб Аласанія (напомним, «День» писал о днипровских и львовских перипетиях в материалах «Идея была хорошей, но ума приложить некому» в № 23-24 от 9 февраля с.г.» Без концертов-приветствий и политической рекламы «в № 13-14 от 26 января с. г. соответственно).
Благодаря реформе штат сократился приблизительно на три тысячи человек. Кроме того, Общественное стало более открытым из-за создания хаба в телецентре «Карандаш», внедрения аудита Ernst&Young и предоставления возможности студентам проходить на нем практику. Большие изменения прьизошли в контенте, среди которого 45 новых и обновленных программ и 25 спецпроектов разных направлений без «джинсы» и «токсичности», говорилось на встрече с журналистами.
Во время процесса реформирования трудности создал конфликт с бывшим директорами, которые начали забирать оформленную на себя технику. Среди главных побед отмечают то, что реформа удалась, и это видно, а также наличие «прекрасных людей, которые работают на Общественном именно сейчас».
«Провал заключается в том, что, пока мы реформировали канал, мы не донесли людям, зачем им Общественное вещание», — говорит Аласанія. Кроме того, среди вызовов отмечают, в первую очередь, отсутствие финансирования, единичные случаи попытки политиков вмешаться в работу Общественного и несовершенство реформы, которую нужно дополнять, в том числе законодательными изменениями.
«Теперь должны быть прописаны пункты стабильного развития. Это и вопрос финансирования, кроме того, нужно повысить гарантии независимости, как для Наблюдательного совета, так и для правления. Конечно, из закона нужно было бы убрать фразы о защите традиционных семейных ценностей, потому что на новом общественном вещании мы будем общаться о традиционной культуре, семье, но и не можем игнорировать другие социальные группы. На этот момент первичными являются изменения финансовой модели. Кроме того, в законопроекте есть такой пункт, что Общественное вещание не может продать ненужное здание и должно платить за него налоги, содержать, максимум позволяется сдача в аренду. Сейчас он уже не уместен. В любом случае, быстро все не происходит и реформа должна продолжаться», — считает юрист Института медиа права, эксперт Реанимационного пакета реформ Игорь РОЗКЛАДАЙ.
Теперь, чтобы решить проблему с финансированием, которое поступает не в полном объеме, планируется получать средства за счет налога на использование радиочастотного ресурса Украины.