Тот факт, что в этом году католическая Пасха совпадает с православной, многие расценивают как символический знак. Если Бог един, то не надо ли и людям объединиться? В связи с этим одновременным празднованием в Украине планируются большие торжества, и люди готовятся встретить этот светлый праздник с гораздо большим трепетом, чем даже смену тысячелетий. Наверное, каждый человек приходит в этот день по-своему, и ведущий популярной программы канала «1+1» Даниил Яневский — не исключение из правил. Особенно принимая во внимание его пиететное отношение к религии.
— У вас есть своя традиция празднования Пасхи?
— Да, есть. Это Святая литургия — собственно, две: по новому календарю и по старому. К глубокому сожалению, в этом году моя жена Марта уезжает к родителям, и праздник мы будем встречать отдельно — с интервалом в восемь часов.
— Вы — человек сформировавшийся, в общем-то, в советское время. Откуда такое почтительное отношение к религии?
— Мое отношение исходит из моего личного жизненного опыта, из Веры и связанного с этим понимания того, что каждая вещь имеет своего творца, что милосердие Божие безгранично, что Божий суд будет последним и милостивым, что здесь мы — только во временной командировке, и поэтому надо убирать за собой мусор, уважать людей, с которыми тебя сводит жизнь, чтить отца и мать, не брать чужого, не судить других — да вы и сами знаете это все…
— В каком возрасте вы впервые прочли Библию?
— Начал читать ее в 18 лет, когда мне в руки впервые попал ее «протестантский» вариант. Серьезно начал изучать в 1992 году в приходе Воздвижения Святого Креста римско- католической Церкви, которая находится в Святошино, на ул. Шепетовской, 6. Первыми моими учителями были отцы- кармелиты Рышард и Максималлиан. Углубленно — в летней богословской школе, организованной Львовской богословской академией и Университетом Святого Павла (Оттава, Канада), которая работает в Свято-Успенской лавре в селе Унив Перемышлянского района Львовской области.
— Вы сейчас пишете докторскую диссертацию. В ней присутствует тема религии?
— Докторская диссертация посвящена теме истории конституций и конституционных актов Украины в 1917–1920 годов. Религиозная тема там НЕ присутствует. Присутствует тема ОМЕРЗИТЕЛЬНОГО отношения украинских социалистов, в первую очередь, М. Грушевского, к Церкви как к структуре. Хамское — не сказать издевательское отношение — всех без исключения украинских социалистов к Церкви — и православной, и греко-католической, и римско-католической — было одной из существенных причин поражения теоретически тогда возможного демократического, правового — значит богатого и здорового — варианта развития Украины.
— Вы иногда ездите летом в монастырь, в Унивскую лавру. Это способ уйти от городской суеты? «Отпуск» от мирской жизни?
— Я впервые приехал туда в 1996 году. Это место, где зримым образом присутствует Бог, где живут категориями вечности, где человек в полной мере ощущает, что он не избиратель, плательщик налогов и т.д. и т.п., но образ и подобие Божие со всеми последствиями, которые вытекают из этого очень простого и очень сложного, но первого и основного факта нашей с вами общей жизни. Это место, где понимаешь Божественное происхождение, значение и абсолютную ценность дара Жизни, свободы и ответственности за эти и другие дары.
— Что бы вы пожелали людям в канун такого большого светлого праздника?
— Воскресение Христово — это, говоря современным языком, месседж (послание) персонально каждому из нас. Послание победы жизни над смертью, добра над злом, света над тьмой, любви над ненавистью. Это видимый знак бессмертия человеческой души, вечной красоты мира и живущего в нем человека. Это знак радости и счастья, это знак абсолютной ценности жизни и достоинства каждого человека. Это знак нашей конечной правоты и победы — ведь если Бог с нами, то кто против нас, и какое это последнее обстоятельство, собственно говоря, имеет значение? Христос Воскрес — это значит, Он любит нас и каждый день — ныне, всегда и вовеки веков — являет нам знаки Своей любви.