Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Давление на журналистов в Беларуси будет только расти»

Сотрудник «Еврорадио» Алесь Пилецки — об арестах Павла Свердлова и Анджея Почобута
27 июня, 2012 - 11:46
БЕЛАРУСЬ: ДВА МИРА (КАТОЛИКИ ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ НА ПЛОЩАДИ ПОБЕДЫ В МИНСКЕ) — РЕЛИГИЯ ОСТАЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НЕМНОГИХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ГДЕ ЗА БЕЛОРУСАМИ ЕЩЕ СОХРАНЯЕТСЯ ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ВЫБОР, НО, В ОТЛИЧИЕ ОТ СОСЕДНЕЙ ПОЛЬШИ, ПОКА ЧТО РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРОМАДЫ НЕ ИМЕЮТ МОЩНОГО ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ В ЦЕЛОМ / ФОТО РЕЙТЕР
Алесь ПИЛЕЦКИ

Годовщина активнейшей фазы общественных протестов в Беларуси ознаменовалась арестами двух белорусских журналистов. 21 июня в городе Гродно вторично задержали корреспондента польского издания «Газета Выборча» Анджея Почобута. В прошлом году он был осужден за оскорбление президента Александра Лукашенко, но журналисту удалось избежать наказания.

На этот раз против Анджея Почобута завели уголовное дело. Его обвиняют по статье «клевета на президента». Как сообщают некоторые СМИ, основаниями для обвинения стали статьи на сайтах «Хартия 97» и «Белорусский партизан», в которых журналист высказывал мнение, что Александр Лукашенко повлиял на результат судебного дела о взрыве в минском метро, когда были приговорены к смертной казни Владислав Ковалев и Дмитрий Коновалов.

Министерство иностранных дел Польши вручило послу Беларуси в Варшаве ноту протеста в связи задержанием в Гродно польского журналиста, но, несмотря на это, Почобуту грозит четыре года заключения.

А 22 июня на 15 суток был арестован журналист «Еврорадио» Павел Свердлов. Его обвинили в мелком хулиганстве — употреблении нецензурной лексики. Что в действительности стало причиной обоих арестов, и являются ли они составляющей нового системного явления в белорусской журналистике, «День» поинтересовался у коллеги Павла Свердлова, журналиста «Еврорадио» Алеся ПИЛЕЦКИ.

— По моему мнению, эти задержания не связаны между собой. Дело Почобута, скорее всего, связано не только с его журналистской деятельностью — как известно, он пишет для польской «Газеты Выборчей», — но и с его деятельностью как активиста Союза поляков Беларуси. Своими статьями он становится препятствием для власти, и они используют любую возможность давить на него. Когда год назад его освободили из-под стражи, перенеся суд на два года, думаю, власть надеялась, что Почобут, по крайней мере, прекратит писать так остро. Но он не только не прекратил писать, но и начал публиковаться на белорусских сайтах, таких как «Белорусский партизан». Это самые популярные оппозиционные сайты. В его статьях не всегда была критика именно Лукашенко, но они всегда были острыми. Так же он писал о деле с так называемыми минскими террористами, поэтому, по моему мнению, власть просто не выдержала. И сейчас мало шансов, что удастся его освободить. Что касается Павла Свердлова, кстати, моего коллеги по «Еврорадио», то его задержание связано с местью за публикацию. Как нам кажется, мотивационной почвой этого ареста и преследования других журналистов «Еврорадио» является материал, который был сделан за два дня до задержания Свердлова. В нем шла речь о том, как наши журналисты прошлись с такой же тяжелой сумкой, как на видео во время взрывов в минском метро, — путем террористов. Они прошли через четыре станции метро, и никто из охраны их не остановил. Этот материал с фото, видео, комментариями был опубликован и получил большую огласку. Поэтому арест Павла Свердлова — это месть спецслужб.

— Что ему грозит?

— Сейчас его арестовали на 15 суток, и пока дело дальше не продвигается. Мы подаем апелляцию, и если она будет решена для нас положительно, его освободят раньше. Но, возможно, если ситуация зависнет, то 15 суток превратятся в несколько месяцев тюрьмы. Поэтому сложно предвидеть. Мы надеемся, что максимум, что отсидит Павел Свердлов, — это те 15 суток, на которые в пятницу судья его осудил.

— Можно ли ожидать после этих двух арестов следующих?

— Я думаю, что на этом не все прекратится. Сейчас журналист «Еврорадио» Виталий Ругайн не может выполнять своих обязанностей и не приходит на работу, потому что вынужден скрываться от спецслужб, которые в пятницу хотели также арестовать и его. Я думаю, что в дальнейшем давление на журналистов в Беларуси будет только расти. Чем ближе к выборам, тем сильнее оно будет становиться.

БЕЛОРУСЫ ПРИУЧИЛИСЬ К ЖИЗНИ В КРИЗИСЕ

— Ровно год назад в Беларуси проходили акции протеста, которые многим давали надежду на перемены. Изменилась ли за год журналистская среда в стране и белорусское общество?

— Если говорить об общественности, то она приучилась к тому, что все это время страна живет в кризисе. Люди привыкли к новым условиям. И такой напряженности и общественной активности, какая была год назад, сейчас не чувствуется. Беларусь вернулась к обычному ритму жизни. Все более-менее довольны, и нет никаких протестов. А что касается журналистов, то те аресты, которые происходят, заставляют беспокоиться о своей безопасности, но это не самое страшное, что происходило с медийщиками в Беларуси. Думаю, что нас ожидают более жесткие события. А в целом эти два ареста — привычная белорусская действительность. И ничего особенного я здесь не вижу.

— В Беларуси готовят к запуску проект «Медиакритика». Подобная платформа уже десять лет функционирует в Украине. Чего ожидают от нее прогрессивные белорусские журналисты? Сможет ли проект повлиять на медийную среду в стране?

— Сложно ответить на этот вопрос. Часто приходится слышать, что Украина и Беларусь сближаются в смысле политических прав и свобод. Но я бы не стал сравнивать жизнь украинских и белорусских независимых журналистов. У вас все на порядок лучше. Вы намного лучше защищены. Свобода слова в Украине и Беларуси — это несравниваемые величины.

— В связи с последними событиями в России многие говорят о том, что наконец проснулась российская прогрессивная среда. Интересно было бы от вас услышать, как в белорусских активных кругах воспринимают события в РФ?

— С большой надеждой, потому что мы понимаем, что события в России повлияют и на Беларусь. Ведь Беларусь и Россия живут в едином информационном пространстве. И, по моему мнению, события в России — это сильный толчок для развития белорусского гражданского общества. Несмотря на то, что сейчас у нас все тихо — события в РФ для нас более сильный толчок, чем оранжевая революция.

Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ