Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дело Николая Солтыса — без табу

25 января, 2002 - 00:00


На днях команда журналистки и телеведущей канала «1+1» Ольги Герасимьюк вылетает в служебную командировку в США, где планирует снять документальный материал о преступлении, совершенном украинским эмигрантом Солтысом.

Ольга ГЕРАСИМЬЮК:

— Мы хотим немножко иначе посмотреть на случившееся, проанализировать — почему такое могло случиться с человеком, каковы глубинные мотивы преступления. Поспорить о них, подумать — почему это было возможно? До того, как мир потрясли события 11 сентября, украинский гражданин Николай Солтыс, не сходил с телеэкранов мира, со страниц средств массовой информации. Он числился в десятке самых опасных преступников США.

Мы хотим еще раз внимательно проследить историю случившегося. В организации этой работы нам очень помог МИД Украины, в частности — генеральный консул в Вашингтоне Валентин Наливайченко. Благодаря ему подтвердили свое согласие дать нам интервью адвокат Солтыса, а также прокурор, ведущий дело. Также сейчас ведутся переговоры с обвиняемым Солтысом, пребывающем ныне в тяжелом депрессивном состоянии. Пока неизвестно, удастся ли нам встретиться с ним, так как для этого нужно его личное согласие, а права заключенного в Соединенных Штатах соблюдаются очень строго. Собственно говоря, у нас тоже очень сложно получить подобное интервью, но, по крайней мере, есть уверенность, что там, в Сакраменто, с ним об этом говорят. Рассчитываем встретиться с семьей потерпевших, с родственниками — с его матерью и братом, хотя это очень сложно — американские журналисты в этом пока не преуспели. Родные Солтыса малообщительны. Также в самом Сакраменто мы встретимся с тамошней общиной, пастор местной церкви охотно предложил помощь в работе среди наших соотечественников, живущих в этой местности.

В проекте предусмотрены также съемки здесь, в Украине, с родственниками Солтыса. Мы собираемся сделать на этом материале программу «Без Табу», а затем фильм-спецпроект. Это позволит нам поговорить на эту тему полнее. Рассчитываем, что обсуждение этой проблемы заинтересует очень многих.

— Почему вы вдруг взяли на вооружение такую тему, ведь, скорее всего, криминал — прерогатива программ Анатолия Борсюка?

— Мы обращаемся не только к криминальной стороне произошедшего, как я уже сказала.. Кроме того, у Толи своя концепция программы, у нас — другая, что позволяет не пересекаться, даже если рассматривается одна и та же тема. Кроме того, мы можем говорить о деле, не дожидаясь решения суда, нас волнуют, — может быть, даже больше, чем судебное дело, — обстоятельства вокруг него. Общество это интересует — значит, нужно об этом говорить, не откладывая. Кстати, суд может длиться несколько лет — это же Штаты.

Ну и, естественно, мы не собираемся говорить о Солтысе как о герое, потому что убийца — это убийца. Однозначно.

— Так вы будете объективно излагать события или — субъективно?

— Субъективно я не имею права — не моя правда «правдее» других. Но, естественно, что однозначно я не могу этого принять… То есть, могу понять — почему это произошло, но принять, конечно — нет. Очень хочется проверить свои ощущения причин — почему? Что случилось? Что творилось в душе этого эмигранта? Что сделало из него такого человека? Эмиграция — это звучит достаточно трагично. Я знаю, потому что мне приходилось очень часто общаться с эмигрантами, и знаю, что подчас — это просто отчаяние. Речь идет не о любви к потерянной родине, а о том, что человек, оказавшись в чужой среде, в которую никогда не сможет полностью интегрироваться как полноценный гражданин, это — объект для серьезных психологических наблюдений. Попробуем взглянуть на этот вопрос именно так. Может быть, проблема повернется еще какой-нибудь новой стороной. Вскрытие покажет, словом.

Светлана ЦЫБАНЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ