Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Демократия и прибыльность

Август ГРАНТ: Общество должно осознать, какую роль играют независимые и профессиональные медиа в его развитии
27 мая, 2010 - 20:00

Проблема прибыльности сетевых средств массовой информации актуальна не только для владельцев этих СМИ, заинтересованных в коммерческой выгоде, но и для журналистов, ведь прибыльность в значительной степени определяет независимость прессы (хотя в то же время не является ее гарантией). В Украине же большинство общенациональных общественно-политических СМИ (согласно ежегодному отчету «Украинский демократический барометр» Фонда демократические инициативы за 2009 год) являются дотационными. Что касается непосредственно интернет-сектора, то здесь вообще сложно говорить о любой статистике или измерении. По словам председателя интернет-ассоциации Украины Татьяны Поповой, прибыльность или неприбыльность сетевых медиа не изучается, поскольку официальных требований относительно отчетности им не выдвигают. «Прибыльные проекты в украинской сети, безусловно, есть, хотя их и немного» — говорит Татьяна Попова.

На прошлой неделе профессор (журналистика и массовые коммуникации), доктор философских наук университета Южной Каролины, магистр журналистики и коммуникаций университета Флориды Август Грант встретился с главными редакторами украинских СМИ, чтобы рассказать о том, «Как развивать СМИ в интернете, чтобы они приносили деньги». Американский научный работник приехал в Киев по приглашению компании «Систем кепитал менеджмент».

При случае «День» задал профессору несколько вопросов.

— Стратегии относительно того, как сделать электронные СМИ прибыльными, разрабатываются специалистами уже достаточно давно. Какие последние тенденции в этом направлении вы бы отметили?

— Словосочетание «электронные медиа» включает в себя целый ряд видов СМИ. Начнем с интернета. Самая выразительная тенденция здесь заключается в том, что для части своего контента, который находится в интернете, редакции устанавливают барьер оплаты. То есть, часть контента становится платной. Но такой шаг могут позволить себе далеко не все СМИ. К примеру, «Нью-Йорк Таймс» — может, ведь их контент имеет определенную уникальную ценность, за которую читатели согласны платить.

Успешные медиа могут иметь несколько источников прибыли. И чем больше таких источников имеют одни медиа, тем спокойнее они себя чувствуют. Например, кабельное телевидение зарабатывает с помощью и рекламы, и абонплаты. И поэтому оно чувствует себя спокойнее, ведь если один источник прибыли колеблется, то другой остается более-менее стабильным.

Второй тренд, о котором стоит говорить, и который медленно развивается, — это появление новых видов контента для новых медиа. Начинается все с того, что новый вид медиа слово в слово копирует контент традиционных. Но в конечном итоге это никогда не срабатывает, и приходится изобретать новые форматы. Так, первые новости на телевидении являли собой человека, который зачитывал газетные новости перед телекамерой. А первые интернет-новости были скопированы из газет и теленовостей. Со временем это исчезло, зато в интернете появились новые форматы. Именно появление этих новых форматов способствует тому, что люди проводят больше времени в интернете, то есть сетевые СМИ становятся более прибыльными.

— Украина имеет специфический медиа-рынок. В частности, согласно нашему законодательству, интернет-СМИ не являются средствами массовой информации, ведь они не фигурируют в соответствующем законе. Кроме того, у нас в целом с прибыльностью СМИ есть проблемы. Учитывая эти факторы, какие украинские особенности, связанные с прибыльностью интернет-СМИ, вы бы отметили?

— Во-первых, медиа должны иметь организации, которые бы их представляли, говорили бы о необходимости регуляции интернет-СМИ и продвигали бы их.

Во-вторых, СМИ должны работать с аудиторией, акцентируя внимание на том, какой является их роль в поддержке демократии. Ведь демократия не может существовать без свободных и независимых медиа. Американские медиа умеют громко говорить о том, насколько важной является роль независимой прессы в поддержке демократии, умеют рассказывать свои собственные истории о своем вкладе в этот процесс. Но часто ли вы видите в украинских СМИ материалы о проблемах, которые существуют в информационной среде, пути их преодоления, о том, какую роль в этом сыграли именно они? Общество должно осознать, какую важную роль играют независимые и профессиональные медиа в его развитии.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ