На 28-й сессии ЮНЕСКО, которая состоялась 15 ноября 1995 года, было принято решение о ежегодном праздновании 23 апреля Всемирного дня книги и авторского права. Мировое сообщество учреждением этого праздника признало неоспоримое значение роли книги в цивилизованном развитии человечества как непревзойденного средства обеспечения и распространения знаний, фактора, оказывающего наиболее сильное влияние на развитие человеческой личности и фактора постоянного роста человеческого капитала любой страны и цивилизации в целом.
К такому определению ЮНЕСКО привел ряд подтверждений мировых аналитических центров, которые в результате проведения длительных и широкомасштабных исследований пришли к выводу, что книга в условиях подобного цунами роста количества информации, посредством внедрения новых технологий ее распространения, не только не теряет своего значения, а наоборот, превращается едва ли не в единственный стабильный элемент сохранения и роста интеллектуального потенциала. Исследователи подчеркнули, что человек, который перестает работать с книгой, а пользуется исключительно короткоживущими месседжами, распространяемыми разнообразными СМИ, постепенно теряет способность к критическому анализу происходящего в общественной жизни, а также иммунитет к манипулированию его сознанием. Кроме того, уменьшение объемов чтения разножанровой литературы резко снижает возможности усвоения человеком новых знаний, независимо от области их применения, в результате чего не только резко сужается поле его профессиональной деятельности и возможность к участию в сложных экономических, производственных, научных процессах, но и тормозится гуманитарное, научное, технологическое развитие государства в связи со снижением или даже потерей качества кадрового потенциала страны. Это предостережение ученых побудило власть цивилизованных демократических стран превратить книгу и культуру чтения в предмет постоянного внимания и опеки.
Начиная с середины 80-х годов прошлого века в этих странах разрабатываются широкомасштабные государственные культурологические программы, направленные на поддержку книги и культуры чтения, которые щедро финансируются из государственных бюджетов. Создаются специализированные государственные органы наподобие Институтов книги, предметом деятельности которых является все, что непосредственно касается вопросов, связанных с развитием книгоиздания, контроля над потреблением книги разновозрастными группами населения, воспитанием читательской культуры, особенно у детей и в молодежной среде.
С целью поддержки книги как одного из важнейших факторов развития личности и приобщения населения к чтению, правительства демократических стран используют разнообразные средства и методы влияния, от морального стимулирования до экономической и финансовой поддержки. Среди них:
► постоянное присутствие в информационном пространстве и СМИ книги как таковой, книжных мероприятий и всевозможного рода презентаций, рассмотрение проблем чтения и анализ состояния чтения в разных возрастных группах населения и т. п.;
► отслеживание ситуаций с потреблением книги населением, постоянный мониторинг книжного рынка и системный сбор данных о расходах населения на приобретение книг;
► систематическое проведение исследований состояния чтения среди детей и молодежи и финансирование мероприятий, направленных на его улучшение;
► личное участие первых лиц государства и руководителей высших государственных органов власти в книговыставочных мероприятиях и выступления в разнопрофильных СМИ, в передачах и рубриках, посвященных роли книги в развитии человека и общества;
► предоставление налоговых преференций издательствам и обеспечение бюджетного финансирования закупки библиотеками от 25 до 40 % ежегодных тиражей книг, которые издаются в стране, с целью свободного и бесплатного доступа граждан к сфере современных знаний;
► жесткая борьба органов правопорядка с проявлениями книжного пиратства как в области традиционной, так и электронной книги;
► дотирование из государственного бюджета уставной деятельности общественных организаций, которые существуют в сфере книгоиздания и чтения как общественные институты, имеющие прямое влияние на развитие гражданского общества;
► дотирование из государственного и местных бюджетов книжных магазинов с целью выравнивания стоимости аренды площадей под книжную торговлю в частных и коммунальных помещениях, что позволяет иметь фиксированную цену на книги, которая устанавливается издательствами, независимо от места их продажи;
► установление для книжных магазинов, размещенных на площадях, которые находятся в распоряжении местных общин, сугубо символической стоимости аренды за использование площадей.
Приведенный, но далеко не полный перечень всяческих преференций, которые предоставляются властью демократических стран мира книге и ее потребителям, убедительно свидетельствует о том, что для цивилизованного мира главной прерогативой в деятельности является поддержка и динамический рост человеческого капитала и книги, а также чтения как самых влиятельных факторов, которые гарантируют этот рост.
В любом случае те расходы, которые направляются в этих странах на развитие человеческой личности через книгу и чтение, в пересчете на одного жителя страны в год, составляют сотни и сотни евро, фунтов, долларов.
Сравнивать деятельность цивилизованных стран мира в этой сфере с деятельностью украинской власти во времена независимости, вероятно, не стоит, поскольку это будет означать переписать все вышесказанное наоборот, с отметкой «минус». Однако о некоторых «успехах» власти в борьбе, направленной на нивелирование человеческого капитала Украины и превращение львиной доли населения в «Иванов, родства не помнящих», для которых такие понятия, как мораль, культура, патриотизм, не говоря уже об интеллекте, превратились в пустой звук, сказать стоит. Это:
► доведение издания книг до уровня одной книги в год на одного жителя Украины (стандарты европейских стран от 5 до 10 названий);
► полное уничтожение системной оптовой и розничной книжной торговли;
► отсутствие любых стратегических программ наращивания человеческого капитала с применением книги и популяризации чтения, а соответственно и любых средств на это;
► отсутствие экономической статистики потребления (приобретения) книг населением Украины;
► фактическое отсутствие финансирования библиотек для подписки периодических изданий и пополнения фондов современной украинской разножанровой литературой.
Фактически единственным актом поддержки украинской книги, а соответственно и человеческого капитала, стало, вопреки, а не благодаря желанию власти, введение налоговых преференций для книгоиздания в 2001 году. Эти налоговые льготы остаются единственным «спасательным жилетом», который еще позволяет «полусуществовать» украинской книге, объемы которой способны лишь в известной мере притормозить стремительное сползание человеческого капитала или кадрового ресурса Украины в бездну полной моральной, культурной и интеллектуальной деградации. О том, что эти льготы лишь «спасательный жилет», свидетельствует тот факт, что ликвидация их правительством Януковича — Азарова в первом полугодии 2004 года привела к мгновенному прекращению деятельности 460 издательств из 1600 зафиксированных как действующие по состоянию на 01.01.2004 года.
Однако на протяжении тринадцати лет действия налоговых льгот финансово-экономический блок правительств не оставлял попыток ликвидировать льготы. За этот период было девять таких попыток, однако Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей, применяя разные механизмы общественного сопротивления, устраивая публичные кампании, удавалось останавливать наступление на налоговые льготы.
В риторике, которую использовали и используют представители Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли, всегда звучит один и тот же главный месседж: «Действие налоговых льгот для украинской книги наносит ущерб государственному бюджету Украины, поэтому их нужно ликвидировать». То есть с точки зрения украинских финансистов и экономистов на государственных должностях все проблемы государства Украина сразу же исчезнут, если будут ликвидированы налоговые льготы для книгоиздания, а доступ населения Украины к сфере современных знаний через национальную книгу, уже и так нищенский, превратится вообще в иллюзию?
Я не зря перечислил все то, что делается в цивилизованных развитых странах мира, и что не делается в Украине, для системного и последовательного наращивания развития человеческого капитала. Потому что то, что государственные служащие от финансов называют «ущербом для бюджета», это не средства, которые государство дало гражданам из бюджета, чтобы они могли, покупая и читая книги, совершенствовать свои сугубо человеческие качества, повышать свое профессиональное мастерство и интеллект, а средства, которые они, благодаря сопротивлению общественности, еще не смогли у людей отобрать. Ведь ни одной целевой общегосударственной программы, никаких универсальных стратегических мер, которые могли бы так комплексно влиять на сознание людей, воспитывая в них чувство патриотизма, высокую мораль и внутреннюю культуру, наращивая интеллект, кроме национальной книги, в Украине не существует.
Украинская ассоциация издателей и книгораспространителей через опрос издателей, книготорговцев, руководителей библиотечных систем, государственных учреждений, которые имели бюджетные средства на издание или закупку определенных видов литературы, пришла к определенному экспертному выводу относительно сумм налогов, которые бы могли быть оплачены в бюджет за книги, реализованные непосредственно издательствами и через предприятия книгораспространения. Эта сумма могла бы составлять около 420—450 млн грн, или, в пересчете на численность населения Украины, около 10 гривен в год на одного гражданина Украины. Если не принимать во внимание социальные выплаты населению, цель которых обеспечить физическое выживание людей, то эти 10 гривен — это собственно и все средства, которые вроде бы должны обеспечить наращивание едва ли не самого важного капитала для любой страны, — человеческого.
Все то страшное и отвратительное, что мы сегодня имеем в украинском обществе, — коррупция, сепаратизм, предательство, падение уровня морали и культуры у подавляющей части населения, кадровый «голод» на специалистов-профессионалов во всех сферах жизнедеятельности государства, от производства до государственного управления, в значительной мере является результатом этой, по сути, антигосударственной «экономии» на развитии личности современного украинца. Собственно все то, что мы в настоящее время имеем в области воспитания и развития человека, именно и отвечает этой сумме «ущерба» в 10 гривен. Никто меня не убедит в обратном, потому что я уверен: если бы украинские «державотворцы» сделали ставку на развитие человека, мы сегодня не имели бы ни проблемы Крыма, ни проблемы Донбасса в той форме, в которой они существуют сейчас.
Однако история относительно перспектив участия государства в решении вопроса быстрого системного и эффективного наращивания человеческого капитала нации, воспитания у него патриотизма, культуры, обеспечения его качественного образования и развития социального, технического и технологического мышления еще не закончилась. После Майдана и формирования правительства А. Яценюка появилась надежда на позитивные перемены. По крайней мере несколько встреч с вице-премьером А. Сычом, совещания, посвященные проблемам библиотек, книгоиздания и чтения, восстановление в обновленном составе Межведомственной комиссии по вопросам содействия развитию отечественного книгоиздания и книгораспространения и создание рабочих групп по направлениям: 1) государственный экономический протекционизм. 2) оптимизация государственного управления книгоиздательским делом. 3) реформирование государственного заказа на книгоиздательскую продукцию. 4) поддержка и развитие чтения, популяризация отечественной книги; с целью разработки ряда системных и последовательных мероприятий по этим направлениям, которые позволили бы, дополняя существующие налоговые льготы, в конце концов сдвинуть с места проблему наращивания человеческого капитала и направить ее в цивилизационное русло, вызвали позитивные ожидания. Но...
Как оказалось, ни кадры в системе Минфина и Минэкономики, ни способ их мышления не изменились, и они продолжают с упрямством, которое заслуживает другого направления и в другом месте, искать аргументы, ссылки на существующие и несуществующие международные соглашения, пытаются ликвидировать налоговые льготы в ближайшее время.
Дело в том, что, согласно действующему Налоговому кодексу Украины, действие налоговых преференций заканчивается 1 января 2015 года. Для их пролонгации необходимо, чтобы Минфином и Минэкономразвития были сформулированы, согласованы и внесенные в парламент изменения в Налоговый кодекс, которые, после утверждения Парламентом, позволят пролонгировать эти преференции. Однако если эти поправки в ближайшие дни не будут внесены в парламент и проголосованы, ведь это должно быть сделано не позже чем за полгода до момента вступления этих изменений в действие, то проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» будет подан уже без учета льгот.
Что это означает? Это означает, что:
► с 1 января 2015 года цена книги в розничной торговле вырастет на 40-50 % и станет вообще недоступной для большинства населения, количество отечественных книг упадет до уровня, которого не знала еще история Украины за последние 90 лет своей истории, а половина издательств, которые в настоящее время работают, вынуждены будут свернуть свою деятельность;
► украинская книга по стоимости одного экземпляра будет абсолютно неконкурентоспособной по сравнению с импортированной российской через значительно больший тираж последней;
► все те наработки, которые сейчас готовятся рабочими группами, созданными в соответствии с протокольным решением Межведомственной комиссии при министерствах, можно будет выбросить на помойку;
► вместо стремительного прорыва вперед именно в человеческом измерении, которое позволит «перезагрузить» украинскую экономику, модернизировать ее техническую и технологическую базу и начать движение к европейским стандартам как в сфере производства, так и в социальной сфере, Украина получит даже не «ноль», а «минус», потеряв даже те 10 гривен, которые просто некому будет перечислять в бюджет из-за физического отсутствия издательств и организаций книготорговли;
Следовательно, остается два сакраментальных вопроса. Могут ли действительно несколько госслужащих, выходя исключительно из своего «застольного» миропонимания, перечеркнуть все надежды миллионов украинцев на достойное человеческое будущее?
А также вопрос к Президенту Украины Петру Порошенко и премьер-министру Украины Арсению Яценюку: сможете ли вы, руководители государства, поднять Украину из руин без мощного, качественного, нового человеческого капитала, на подготовку и развитие которого, как считают подотчетные вам государственные деятели, и 10 гривен в год много?