Почти детективную историю о том, какими методами ведется гибридная война России против Украины, недавно рассказала у себя на «фейсбук»-странице Виктория Сюмар — глава комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информационной политики.
«... Турция. Гостиница. ТВ», —так начинается рассказ. Дальше Виктория пишет, что в поисках украинского телевидения сначала нашла в телесети четыре российских пропагандистских канала: Россия24, Первый канал (ОРТ), РТР-Планета «и RussiaToday чуть ли не на всех языках мира».
В принципе, это знакомая и прогнозируемая картина. Но потом начался самый настоящий детектив. «Ищу украинское.... Наконец нахожу — «Украина 24». Интересно все-таки, как мы выглядим на фоне сплошной российской пропаганды... Да. Оказывается «Украина 24» почти круглосуточно показывает один формат — «Секреты женского счастья»... такая себе студия в стиле 80-х годов, где женщины на фоне пластиковых фруктов в вазе рассуждают о «списке из 140 требований к настоящему мужчине» и подобную пургу... этот прекрасный формат периодически изменяет еще всего одна не менее дебильная программа о молекулярной кухне, где престарелый химик замораживает в трубочках апельсиновый сок и выкладывает его на тарелку с помощью шприца в виде спагетти... Нет, это не шутка. Реальность от «Украина 24». И после пересмотра нескольких минут такого телеканала украинцы кажутся какими-то аборигенами каких-то еще не открытых островов, явно умственно отсталыми. Возвращаюсь домой. Начинаю выяснять, кто же готовит такой вот продукт от имени Украины на заграницу. Оказывается, все просто — это российский канал. Который называется «Украина 24» на фоне желто-голубого флага. И который распространяют в гостиничных сетях других стран... Сегодня пишу запросы в МИД и посольства, что было сделано, чтобы не позволить россиянам использовать бренд «Украина», и как вообще дело с распространением в кабельных сетях других стран реально украинского ТВ...».
Следовательно, ожидаем результатов расследования о фейковом «украинском» канале. А между тем проанализируем общую ситуацию с нашим иновещанием.
Ситуация, когда на отдыхе или в командировке за рубежом мы пытаемся найти в своем телевизоре телеканал, где показывают «что-то о Родине», знакома многим украинцам. В первую очередь, конечно, мы ищем новости, но были бы рады и концертам, и документальным фильмам, и образовательным программам, и сериалам... Но известны ли вам случаи, когда кто-то нашел у себя в гостиничном номере или в арендованных апартаментах какой-то канал из Украины (российская провокация под названием «Украина 24» не учитывается)? Я таких не знаю, но, говорят, что такое бывает. Иногда.
Теоретически мы знаем, что в стране создано UA|TV Channel — «единый информационный круглосуточный телеканал иновещания, который адресован широкой иностранной аудитории и призван доносить всему миру объективную, актуальную и интересную информацию из Украины и об Украине с первых уст». Также теоретически мы уверены, что кто-то где-то за рубежом смотрит UA|TV: в местных кабельных сетях, через спутник или включает трансляцию в YouTube. Но фактом является то, что украинский канал, ориентированный на зарубежную аудиторию, не является востребованным и популярным.
Вот только две цифры — на 20 сентября YouTube канал UA|TV насчитывал лишь чуть больше 3400 подписчиков. А смотрели его на протяжении дня 20.09 от 1 до 7 лиц. Для сравнения — российский пропагандистский канал RT (раньше — Russia Today) состоянием на 20 сентября имел на YouTube более чем 2 млн. 100 тыс. подписчиков.
Министерство информационной политики, в ведении которого находится UA|TV, сетует на недостаток финансов на обеспечение всех направлений деятельности ведомства. Если брать годовой бюджет украинского иновещания, то он составляет 100 млн. грн. Как для украинских реалий, это много. Но если сравнить с теми суммами, которые тратит Российская Федерация на международное вещание...
Бюджетное финансирование только телеканала RT (экс-RussiaToday) на 2017 год составляет 18,7 млрд. рублей — это более, чем 320 млн. долларов, или приблизительно 8 млрд. 400 млн. гривен. В других российских медиа свои отдельные бюджеты, они тоже немаленькие, но и этой цифры уже достаточно, чтобы понять не соразмерность ресурсов.
В этих условиях Украине остается только один вариант: воевать в гибридной войне «не числом, а умением» (информационную капитуляцию мы не рассматриваем). Это значит, в частности, эффективно использовать имеющиеся каналы доступа к зарубежной аудитории.
Например, Мининформ и Министерство иностранных дел могут активно привлекать к сотрудничеству существующие украинские СМИ, которые вещают за рубеж или за рубежом. Но... Знаете ли вы что-то о таких программах? Много ли средств массовой информации, к созданию и работе которых имеет отношение украинская диаспора, осуществляют общие проекты с МИП или МИД? Или, может, СМИ из Украины, которые выходят на иностранных языках, имеют поддержку государственных органов?
Я имею один противоположный пример, когда такая работа — выпуск газеты на английском языке — была и есть только частной и, по сути, благотворительной инициативой. Это я об англоязычной версии газеты «День». Было бы логично, если бы посольства Украины за рубежом выписывали и распространяли такое издание — качественное и стопроцентно проукраинское. Но нет, этого не происходит.
Возможно, украинские дипломатические представительства занимаются продвижением государственного СМИ, которым является UA|TV? Может, они хотя бы сами смотрят этот канал на работе и дома? Статистика уверенно говорит: нет, ведь в таком случае количество зрителей канала точно было бы больше, чем 7 (максимальное количество людей, которое смотрели UA|TV днем 20 сентября с.г.).
Нельзя говорить, что Мининформ или МИД «бьют баклуши» — работа по продвижению Украины за рубежом ведется. Но немного в иной плоскости.
7 июня 2017 года во время заседания правительства был принят проект распоряжения Кабинета министров «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции популяризации Украины в мире и продвижения интересов Украины в мировом информационном пространстве». Государственный секретарь МИП Артем Биденко резюмировал цели и задачи этой программы так: «От реализации мы ожидаем роста общей осведомленности международного сообщества об Украине и ее отдельных регионах, и как результат — повышение туристической и инвестиционной привлекательности Украины».
Согласно презентации Мининформа, главными целями, на достижение которых направлена деятельность относительно популяризации Украины в мире и продвижения интересов Украины в мировом информационном пространстве, есть:
• увеличение количества иностранных туристов, студентов и инвесторов
• увеличение количества позитивных упоминаний Украины в иностранных СМИ (это вообще классический параметр классического пиара. — Прим. авт.)
• появление иностранных корпунктов в Украине (наверное, имелось в виду, снова-таки, увеличение количества представительств иностранных СМИ. — Прим. авт.)
• повышение квалификации государственных пиарщиков (в принципе, обучение никогда не бывает лишним, но не очень понятно, как это непосредственно будет способствовать популяризации Украины в мире. — Прим. авт.)
• туристическое промо отдельных регионов (то есть, эта часть процесса привлечения туристов, о чем шла речь в первом пункте, выделена в отдельную задачу. — Прим. авт.).
Не хочу генерировать «предательство», следовательно, можете попробовать спрогнозировать сами, как реализация этих планов будет способствовать победе Украины в гибридной войне с Россией, в частности, поможет решить одну отдельно взятую, но важную проблему: увеличить присутствие украинских телеканалов в ТВ-пространстве мира.