Уже несколько лет в Украине говорят о необходимости медиа-образования, в частности в школах. И как показывают осенние события в Ужгороде, дети не ждут теоретических знаний от взрослых, а сами используют медиа, чтобы защитить свои права.
Газета «День» писала, как 28 октября школьники Ужгорода провели акцию протеста под стенами мэрии против перенесения осенних каникул на декабрь. Акцию протеста «Каникулы в Ужгороде» организовала «ВКонтакте» группа школьников. О том, как дети сами отстаивают свои права, узнала вся Украина. И хотя каникулы детям не вернули, а страницу протеста «ВКонтакте» удалили, все же школьники рады — они почувствовали, что имеют шанс быть услышанными.
«Это и является проявлением активности гражданского общества. Дети, которые сегодня вышли протестовать против того, что у них украли каникулы, во взрослой жизни будут требовать, чтобы власть не нарушала их права. Это будут совсем другие отношения между гражданами и властью. И медиа-образование может внести в этот процесс существенный вклад», — говорит заместитель директора социальной и политической психологии НАПН Украины Любовь НАЙДЕНОВА.
Пилотный проект по медиа-образованию уже проходит в школах Украины: курс «Практическое медиа-образование» преподают в АР Крым, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Киевской, Львовской, Николаевской, Полтавской и Черкасской областях, а также в столице. Его проводит Институт социальной и политической психологии в партнерстве с Академией Украинской Прессы и Институтом инновационных технологий и содержания образования при поддержке Международного фонда «Відродження». Речь идет о теоретических и практических занятиях, в ходе которых дети и учителя (в перспективе — и родители) изучают специфику медиа-продуктов: в чем польза, как практически применить, а в чем — вред и опасность. Это касается ТВ, печатных СМИ и интернета. Есть и практические занятия: ученики и учителя обучаются тому, как на практике можно информировать общественность об определенных событиях. Курс медиа-психология рассчитан на весь учебный год, он состоит из нескольких блоков разной тематики. Занимаются дети два раза в неделю после уроков. Особенно школьникам нравятся лекция, на которых они изучают методы манипуляции сознанием людей в СМИ.
— Учусь на курсе уже два месяца и мне интересно, — делится впечатлениями с «Днем» четырнадцатилетняя Юлия СОБЯНИНА, которая учится в гимназии-академии Святошинского района в 9-м классе. — Хочется узнать, как информация влияет на человека, как нас обманывают. Я в будущем хочу стать веб-дизайнером, думаю, этот курс мне пригодится в работе. Когда я начала посещать эти уроки, то информацию, поступающую из СМИ и интернета, стала воспринимать по-другому. Потому что теперь знаю, где могут врать, а где может быть правда. Также мне очень нравится, как преподаватели преподносят нам материал, как проходит изучение теории и применение ее на практике. Часто мы получаем письменные домашние задания. Например, готовили работу на тему «Человек в информационном мире» — как человек чувствует себя в мире информации.
Опытом преподавания и практического применения в школах медиа-образования с Украиной поделилась Финская ассоциация медиа-образования. Нужно отметить, что образование в Финляндии считается одним из лучших в мире. Медиа-образованию уделяется также большое внимание. Ассоциацию медиа-образования создали еще в 2005 году, и сегодня в ее состав входит свыше 200 представителей школ, общественных организаций, в том числе детских, киноклубы, центры развития и т.д. В Финляндии создана хорошая законодательная база для внедрения медиа-образования — несколько национальных программ, стратегия развития и тому подобное. Библиотеки тоже активно принимают участие в этом процессе — таким образом детей приучают создавать медиа-продукты и читать.
— Медиа-грамотность — это не только навыки работы в СМИ. Это — отношения, в которых вы находитесь в СМИ, это проявление гражданской позиции, это — объективность. Этому мы пытаемся научить наших детей: они не только являются творцами определенного продукта, но и потребителями. Потому что необходимые навыки дети могут приобретать в разных местах — в семье, в группах самопомощи (не обязательно в школе), — говорит председатель Финской ассоциации медиа-образования Олли ВЕСТЕРИНЕН. — Особое внимание мы уделяем интерактивным аспектам коммуникации. Мы хотим, чтобы была постоянной связь между детским голосом, школой и обществом. Сейчас финские школы работают над тем, чтобы стать более открытыми к обществу. Например, мы поощряем проведение уроков за пределами школы. Акцент делается на том, чтобы общество принимало участие в воспитании детей, а дети информировали его о том, что происходит как в школе, так и в их городе. Если взять педагогическую составляющую медиа-образования, то ее задача — ликвидация границ между разными институтами и дисциплинами. Это общая интеграционная деятельность.
Есть и другая сторона практической медиа-грамотности детей: нужно знать пределы и границы, куда заходить нельзя. Это касается как потребления телепродукции, так и использования возможностей социальных сетей и Интернета в целом.