Убит человек, считавший одной из главных проблем в Украине отсутствие доступа к информации. Человек, который находил и предоставлял жизненно необходимую информацию. В самом прямом смысле, ведь сообщал известный эколог Владимир Гончаренко о токсичных химикатах, радиоактивности, концентрации свинца в почве.
Его убили, а с реальным доступом к информации уже труднее. И легче не станет, ведь даже об убийстве до боли мало говорят.
Был человек, мешал человек, нет человека.
Владимира Гончаренко убили в Днепропетровской области, не в Киеве, да и убит «эколог», не «журналист». Обстоятельства самого нападения неясны, а экология — не только не рейтинговая тема, но еще и требует дополнительного чтения, справок и пр. Пока большинство национальных СМИ ограничилось одним коротким сообщением.
Что было, честно говоря, предсказуемо. И если это сейчас не изменится, можно так же смело предвидеть появление месяцев через шесть расследования всех версий «тайной гибели» эколога, через год — еще несколько пафосных статей и т.д.
Владимира Гончаренко избили двое неизвестных мужчин, подрезавших его машину на трассе Днепропетровск — Запорожье. Погиб он через 4 дня после пресс-конференции, где предупредил о наличии в Саксаганском районе Кривого Рога трех «химических бомб» замедленного действия. Речь шла о 180 тоннах металлолома (трех теплообменниках), загрязненного крайне опасным ядохимикатом — гексахлорбензолом.
Правила информационного века жестоки, а экологические скандалы довольно часто игнорируют во всех странах. Пока не гибнет человек, тем более — через считанные дни после какого-то громкого разоблачения. Пусть сам вопрос не самый рейтинговый, но за сенсацию, потенциальный скандал ухватятся все СМИ. Ухватятся и не отцепятся, пока не докопаются до правды — сенсационной или нет.
Да и дело не только в возможной раскрутке сенсации. Это же касается любого журналиста, любого активиста. Все очень просто — доступ к информации становится пустым звуком, если за разоблачение неудобной информации убивают.
А если убивают безнаказанно, вообще жуть. А та безнаказанность по большому счету зависит от нас. В других странах журналистов и общественных активистов охраняет не в последнюю очередь неотвратимость грандиозного скандала, если прибегнут к непозволительным методам.
Переломать удручающую предсказуемость можно и надо прямо сейчас. Необходима комариная назойливость СМИ, пристальное внимание общественности.
Свидетелей нападения, похоже, не было. Знаем, что именно произошло, только потому, что Владимиру Ивановичу удалось позвонить зятю и вызвать «скорую» прежде, чем он потерял сознание.
Это усложняет расследование, но дело не только в этом. Несмотря на пресс-конференцию, на другую разоблачительную информацию и полученные угрозы и на то, что коллеги (экологические и правозащитные активисты по всей стране) уверены, что убийство связано с общественной деятельностью эколога, следствие упорно отвергает эту версию. Оно называет причиной либо конфликт на почве ДТП, либо «профессиональную» или «коммерческую» деятельность. Родные покойного говорят, что последней вообще не было.
Все, конечно, может быть, но явное нежелание рассматривать версию, связанную с его общественной деятельностью, не может не беспокоить. Если согласно следствию, причиной было ДТП, хотелось бы знать, почему в МВД сообщили, что машины «столкнулись», тогда как сам Гончаренко сказал, что ему заблокировали дорогу. Первое наводит на мысль о дорожном конфликте, второе — о нападении.
Ввиду этого расхождения особенно настораживает халатность или откровенная дезинформация телеканала «Первый Криворожский», который утверждает, что «Владимир Гончаренко, по официальным данным, погиб в результате ДТП». Телеканал также сообщает, что «в Кривом Роге не нашли радиоактивный металлолом», хотя эколог говорил только о химическом (а не о радиоактивном) загрязнении. Можно было бы подумать, что «Первый Криворожский» просто повторяет позицию представителя владельца ООО «Укр-ЕВРО» Игоря Богуша, если бы не одно обстоятельство: «команда Гончаренко», состоящая из коллег эколога и волонтеров, уже несколько дней пытается оставлять комментарии под недостоверной информацией на сайте телеканала, но их удаляют.
Понятно, почему представитель «Укр-ЕВРО» рвется «доказать», что повышенной радиоактивности нет, хотя никто не говорил, что она выше нормы. Пытаются подорвать доверие к В.И.Гончаренко, одновременно отвлекая внимание от того, что есть — химического ядохимиката.
Настораживают как вероятные мотивы телеканала, так и мотивация ВО «Свобода», которая, будучи правильно проинформированной, тем не менее, устроила акцию с требованиями, связанными с радиоактивностью.
То есть вместо того, чтобы раз и навсегда либо опровергнуть утверждения относительно теплообменников, либо их подтвердить, имеем удручающе знакомый сценарий, где один говорит: «Ты виноват», — другой утверждает: «Нет, ты», — и, как в политическом теле-шоу, «побеждает» тот, кто сможет всех перекричать. А вместо журналистов, помогающих докопаться до правды, есть политические силы, в первую очередь желающие пропиариться.
Жизнь человека сама по себе — рейтинговая тема, и опасность безнаказанности никаких границ не признает.
«Телекритика», 12 августа 2012 года