Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Драматическое возвращение

Вечером 7 сентября в 23.00 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и фильм украинского режиссера Ахтема Сеитаблаева «Хайтарма» (2012, Украина)
5 сентября, 2014 - 12:13
Драматическое возвращение
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ХАЙТАРМА» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОГРАММОЙ «АРГУМЕНТ-КИНО»

«Хайтарма» — украинское кино и в то же время первый игровой полнометражный крымскотатарский фильм. Его сюжет разворачивается вокруг трагической даты в истории крымскотатарского народа — 18 мая 1944 года. Это день сталинской депортации крымских татар за пределы их исторической родины, собственно, за пределы Крыма. Преимущественно в Узбекистан, а также в Казахстан и Таджикистан было вывезено в товарных вагонах около 200 тысяч гражданских людей.

Трагедия. В течение 1944—1945 годов, истощенные тремя годами оккупации и обвиняемые в сотрудничестве с нацистами, умерло от тяжелой жизни на чужбине больше трети депортированных. Только в 1989 году — во время агонии коммунистической империи — Верховный Совет СССР признал эту депортацию незаконной и преступной, после чего крымские татары начали возвращаться в Крым.

Собственно, название фильма «Хайтарма», по-крымскотатарски — кхайтарма, в переводе и означает «возвращение». Такое же название имеет народный крымскотатарский танец.

В центре сюжета картины — пилот, дважды герой Советского Союза Амет-Хан Султан. В мае 1944 года после освобождения Севастополя Амет-Хан едет в отпуск в родную Алупку. И вот того самого 18 мая в четыре утра на его глазах начинается депортация крымскотатарского народа.

«Хайтарму» снял кинорежиссер Ахтем Сеитаблаев, который походит из семьи депортированных крымских татар. По возвращении на родину, он учился искусству в Симферополе и Киеве, а затем работал как режиссер и актер в Симферопольском государственном крымскотатарском музыкально-драматическом театре.

Там он, в частности, поставил «Лісову пісню» Леси Украинки, а также сыграл главную роль в спектакле «Макбет» по Шекспиру, который принимал участие во многих мировых фестивалях, в том числе и на знаменитом Эдинбургском театральном форуме. Награжден премией «Киевская пектораль» за роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» Киевского театра драмы и комедии на Левом берегу.

 В кино Ахтем Сеитаблаев пришел в начале двухтысячных. Как исполнитель одной из ролей он появился на экране в дебютной поэтической картине режиссера Олеся Санина «Мамай», основанной на украинском и крымскотатарском фольклоре. А потом уже и сам снимал фильмы. В частности, его лента «Чемпионы из подворотни» получила «Золотого Дюка» как наилучший украинский фильм на Одесском международном кинофестивале 2012 года.

А «Хайтарма», в свою очередь, весной 2014-го была признана наилучшим украинским фильмом и получила главный приз Национального союза кинематографистов Украины. Эта лента, в которой главную роль Амет-Хана Султана сыграл сам Ахтем Сеитаблаев, также удостоена российской «Ники» как наилучшая лента стран СНГ и Балтии.

Обо всем этом и другом будет идти речь в «Аргументе-кино» в беседе с Ахтемом Сеитаблаевим — в новое драматичное время и для крымскотатарского и для всего украинского народа, когда российским агрессором аннексирован Крым и ведется вероломная война на востоке нашей страны.

Фильм «Хайтарма», как танец «Хайтарма» — медитативный танец единения человека, Бога и земли. Движения по кругу мужчины и женщины — будто циклические движения солнца. Танец как символ движения и нетленной жизни. И пока будет хотя бы один крымский татарин или крымская татарка, которые его станцуют, до тех пор будет жить народ.

Владимир ВОЙТЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ