Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Двадцать лет спустя

30 мая, 2003 - 00:00


В преддверии Международного дня защиты детей есть повод вспомнить о юных зрителях. Они живут в другом информационном потоке. И телепередачи, которые они сейчас смотрят в отсутствие полноценного детского вещания, даже трудно сравнивать с тем, что было на скучноватом, но благопристойном советском экране. Во многом под воздействием ТВ складываются их представления об обществе и отношении к другим людям (так, любимая передача для многих подростков сейчас — «Окна» с Дмитрием Нагиевым).

Сложно предположить, какие программы они захотят смотреть, когда вырастут. Но наши эксперты достаточно четко обозначают факторы, которые влияют на формирование «поколения next». Итак, вопрос «Дня»:

? «ВАШ ПРОГНОЗ: КАКИМ БУДЕТ СЛУДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ УКРАИНСКИХ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ?»

Дмитрий ОСКИН, ведущий программы «Мир компьютера» (ICTV):

— Если и дальше украинское ТВ будет продолжать игнорировать интересы детворы, не предлагая ей детского национального телепродукта, следующее поколение телезрителей будет поколением без полноценного прошлого. У нас и у наших детей были прекрасные мультики («Чебурашка», «Ну, погоди!», «Винни- Пух»), были изумительные фильмы-сказки Александра Роу, был Дед Панас, программа «В гостях у сказки»… Это было интересно, это объединяло, не говоря уже о потрясающем воспитательном эффекте. Сейчас ничего подобного нет, люди, работающие на детских утренниках, жалуются, что очень трудно найти телевизионный, сказочный или мультяшный персонаж, который бы объединял всех. У детей нет своих кумиров, им подсовывают кумиров «импортных», мягко говоря, не самых лучших. Потакая такой ситуации, мы упускаем еще один важный момент — наши дети не научены гордиться своим, украинским. Вот американцы горды тем, что «Том и Джерри», полюбившиеся всему миру, были придуманы и появились в Штатах. Нашим же маленьким гражданам пока гордиться нечем, мы не даем им такого шанса.

Владимир КМЕТИК, первый вице-президент НТКУ:

— Анализируя процессы, происходящие в телеиндустрии посттоталитарных стран, можно выделить процессы структурирования телевидения по таким направлениям: ТВ для очень богатых людей; коммерческое ТВ и общественное ТВ, которое будет существовать на средства государственного бюджета или абонентской платы. Однозначно, что на каждой из разновидностей ТВ эфирное время будет распределяться между рейтинговыми типами передач. Соответственно, будет структурироваться и взрослая, и детская аудитория. На коммерческом ТВ детские программы занимают в общем времени вещания, в лучшем случае, 0,2%. В вещании Первого национального в течение этого года этот показатель составлял 2,3%, а познавательные программы занимали 10,9% эфира. И Национальная телекомпания может сделать все от нее зависимое, чтобы дифференциация зрительской аудитории не повлекла за собой жесткое распределение на тех, кто имеет возможность пользоваться интеллектуальным богатством человечества, и на тех, кто этой возможности не имеет.

Владимир ОСЕЛЕДЧИК, генеральный продюсер «1+1»:

— Я не убежден в правильности посыла — если бы детского вещания было больше, то дети смотрели бы только детские программы и не смотрели бы ничего другого. Мы с этим сталкивались на самых первых этапах нашего развития, когда, скажем, в эфире «1+1» шли подростковые «ситкомы». Например, «Первые поцелуи», ориентированные на тинэйджеров. Их смотрели все, начиная с первоклашек. Детям всегда интересно смотреть то, что смотрят более старшие возрастные группы. Любой ребенок, почему-то, мечтает вырасти как можно скорей. Именно поэтому он стремится востребовать взрослую продукцию, оставаясь при этом ребенком. Поэтому мы стараемся выдвигать на «детское время» те программы, условно «взрослые», которые дети хотят, любят и могут смотреть. И которые им полезно смотреть. Для «1+1» это осмысленное решение. Например, перенос на более раннее время «Первого миллиона». И мы знаем, что дети его активно смотрят, потому что эта программа сочетает в себе элемент азартной игры и познавательность. То же можно сказать о «Самом умном». Как ни странно, дети его смотрят очень хорошо.

Естественно, дети смотрят взрослое кино. Но так было всегда. Всегда кино «до 16» вызывало наибольший интерес у детей. Я бы формулировал проблему иначе. Не под влиянием ТВ только лишь, а под влиянием всех медиа, которые воздействуют на детей, меняется будущее поколение и его коммуницирование со всеми средствами массовой информации. Даже больше — со всеми культурами, которые окружают человека. Да, дети слушают другую музыку — и это было всегда. Да, дети стали играть в компьютерные игры — у них появилась другая система самоидентификации. Наше поколение идентифицировало себя с литературными героями, читая библиотеку приключений. Современные дети находят героев в своей «библиотеке приключений» — в компьютерных играх. Поэтому я не готов абсолютизировать воздействия, скажем, только компьютерных игр или только современного ТВ на будущее поколение. У будущего поколения, безусловно, будут свои интересы, и в зависимости от того, как оно найдет себя в жизни, оно будет строить свои взаимоотношения с ТВ. И я думаю, что у него не пропадет интерес к познавательным программам, к хорошему кино, к информационным передачам и т.д.

Подготовила Катерина ДЯДЮН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ