После двух дней просмотра новостей любого ТВ-канала у непосвященного может сложиться впечатление, что экономика Украины вот-вот рухнет, население близко к голодному бунту, курс национальной валюты падает с каждым днем, но по неизвестным причинам наметилась экономическая стабилизация и даже рост. Безболезненно такой поток информации может воспринять только человек, страдающий шизофренией — раздвоением личности. Только в этом случае в сознании негативная информация не пересечется с позитивной. Пожалуй, не стоит объяснять, какую информацию отбирает психика среднестатистического гражданина Украины. На протяжении многих лет украинский гражданин приучен воспринимать исключительно негативную информацию, ждать одних только ухудшений и подвохов со стороны властей. Кстати, чрезмерное восприятие негативной информации влечет привыкание к негативным эмоциям, а после и к получению удовольствия от них. Собственно, именно это и является предпосылкой ко всей малой психиатрии — неврозам, депрессиям, суициду и т.д. Так что пресловутый «психологический фактор», который давит на курс гривни, грамотнее было бы назвать «психиатрическим».
Государственные мужи обвиняют в психозе СМИ и телевидение в первую очередь. Но ведь они — только отражение нашего сумасшедшего дома. Да, отечественное ТВ работает по принципу — что вижу, о том и пою, живет одним днем, одним сюжетом, одним кадром, но ведь все общество так поступает. Обвинение в неуправляемости попросту не обосновано. Может быть, ТВ и не подчиняется принципам, моральным и эстетическим нормам, но оно очень покорно конкретным людям. Просто для того, чтобы поставить задачу, надо иметь принципы, нормы, интеллект (см. репортажи из Верховной Рады, Кабинета Министров...), а коли их нет, то ТВ тут ни при чем.
Поэтому когда мы заваливаем телезрителя негативом, то это называется демократией, когда льстим власть предержащим — это патриотизм, а когда пичкаем экран тетей Асей, то это уже коммерция. На углубление каждого из предложенных направлений нет ни команды сверху, ни стремления снизу.
Нет пока и серьезных заказов на отражение реальной экономической ситуации. Украинская экономика — страшная загадка. На ТВ интуитивно чувствуют, что отгадка еще страшней, а потому предпочитают не связываться. Освещение тем экономики напоминает соревнование: кто больше за деревьями леса не увидит. Гривня упала — на сколько процентов? Машины конфисковали — сколько штук и по чем их продали? О причинах и последствиях событий задумываться просто неприлично. Ведь это будут личные суждения, а нужна объективная информация. Конечно, после определенного звонка об объективности забудут. Хотя страшно не то, что забудут, а страшно то, как забудут — до упоения, до самоунижения... А для того, чтобы процесс происходил безболезненно, проще давать работу людям с короткой памятью. Разумеется, что низкопрофессиональный уровень обработки информации никак не способствует уменьшению народного психоза, но, с другой стороны, с душевно нездоровыми можно делать все, что угодно, а потому на ТВ-психоз заказ как раз есть.