За полстолетия женщина на телевидении не только стала профи в так называемых сугубо мужских темах, а и заняла стратегически важные позиции в менеджменте телеканалов.
Под «эстрогенным» давлением феминистического движения XX века формулы наподобие «Kuche, Kinder, Kirche» (кухня, дети, церковь), которыми очерчивали круг потенциальных интересов женщин, нивелировались, а положение женщины как единицы общества претерпело существенные изменения. Коснулись эти изменения и традиционно закрытой для слабой половины человечества зоны — телевидения. На британском ТВ появилась Джоан Бейкуэлл, которая в 1964-м впервые в роли постоянного члена команды читала новости об искусстве. Собственно, новостями искусства, здоровья и кулинарии телевидение для женщин в то время и заканчивалось. Большинство главных редакторов СМИ вынуждены были следовать тогдашним общественным стереотипам, согласно которым общественно-политические новости из уст женщины рассматривались как менее правдивые и достоверные. Серьезные, «мужские» темы — политику, экономику и т. д., представители сильной половины человечества объявляли полем исключительно рациональным, то есть сферой своей компетенции. Но со временем женщина не просто добралась к этим «сугубо мужским» темам, а и к сфере менеджмента телеканалов и провозгласила себя властительницей телевизионного Олимпа.
Сегодня, рядом с привлекательными ведущими-картинками, которые выполняют скорее декоративную функцию, зритель видит вышколенных компетентных аналитиков, агрессивных профессионалов, не проявляющих никаких женских признаков. Вспомните хотя бы американского идола Опру Уинфри, которая для США является своеобразным женским абсолютом. Стоит сказать, что кроме вершин социальных рейтингов, Опра заняла первую позицию списка самых богатых женщин шоу-бизнеса по версии журнала «Forbes», ее состояние оценивается в полтора миллиарда долларов.
Невзирая на отступление внешних характеристик женщины в эфире на второй план, телевидение до сих пор принадлежит к сфере визуального. С этим связано появление на Западе целой системы требований к внешнему виду ведущих-женщин. Если коротко, то их внешность не должна быть слишком привлекательной, но миловидность, очарование и приятная улыбка обязательны. Именно такой стала электронная интернет-версия идеальной телеведущей. На основании длительных исследований особенностей психологии современной телеаудитории рекламное агентство New Media подробно разработало идеальный женский телеобраз, в том числе мимику, жесты, интонацию, тембр голоса и внешность. К сожалению или к счастью, но именно в связи с телестандартами женственности — поведенческими, ценностными, трафаретами внешности и стиля жизни — в обществе формируется эталонный женский образ. Эта образцовая женщина «слеплена» из фрагментов популярных телеведущих, постоянных персонажей новостей, телепрограмм и светских хроник. Втискивая женскую сущность в тесные рамки 55-дюймовой телевизионной диагонали, именно телевидение сегодня фактически выполняет функцию естественного отбора — «выживают» только те, кто сильнее отвечает установленным стандартам.
Не стоит забывать, что женщина на телевидении появляется не только в роли ведущей, а и как персонаж сюжетов и репортажей. Учитывая как раз эти показатели, часто делают выводу о гендерной ситуации в том или ином обществе. В украинском эфире процент сюжетов, в которых говорится о положении женщины в обществе, составляет 20%. Согласно данным Харьковского центра женских исследований, они распределяются по таким темами: контроль за рождаемостью, здоровье женщины — 25,9%; забота о детях, быт — 24%; женщина в политике — 11,1%; женщины в масс-медиа — 5,6%; женщина в экономике — 3,7%; женщина в других сферах деятельности — 14,8%; насилие над женщинами — 5,6%; права женщин — 1,9%; неработоспособные женщины — 1,9%; другие темы — 5,5%. Интенсивный гендерный дискурс, развернувшийся в последнее время в украинском обществе, спровоцировал в том числе появление адресных женских программ и передач. В частности, в 1996 году в эфире Донецкого областного государственного телевидения начала выходить телепередача «Уроки выживания для женщин». В 1999-м она была реформирована в ежемесячную 30-минутную программу «Женщина для женщины». Русские эмансипированные круги пошли еще далее. С лета 2003 года здесь функционирует нишевое женское телевидение, которое охватывает более 30 миллионов населения. Канал освещает вопросы, которые, по собственным исследованиям телеканала, интересуют современную женщину: как устроиться на работу, как воспитывать ребенка, налаживать отношения с мужем, как правильно выбрать товар или услугу, обустроить быт, куда пойти и как красиво выглядеть. Тенденция увеличения внимания со стороны телевидения к женским проблемам постепенно распространяется и на украинский эфир.
С вопросами о роли женщины на телевидении «День» решил обратиться к тем, кто берет непосредственное участие в формировании телепространства и диктует законы его функционирования. Слово — самым влиятельным женщинам на современном украинском телепространстве.
Татьяна ЛЕБЕДЕВА , член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания:
— Я мечтаю о временах, когда человека будут оценивать по результатам, не применяя понижающие или повышающие коэффициенты в связи с его половой принадлежностью. Не зря говорят, что «все мы рождаемся людьми, и только общество потом делает кое-кого женщинами». В Киеве много блестящих телеменеджеров-женщин и не меньше мужчин. Встречаются также бездари разного пола. Другое дело, что традиционно в Украине женщинам значительно сложнее получить шанс стать руководителем. Но уверена, что женщины, руководящие телекомпаниями, обладают всеми необходимыми качествами: профессионализм, вкус, работоспособность, практический склад ума, умение мгновенно реагировать на вызовы... А еще они более эмоциональны и им присуща лучшая интуицию, нежели коллегам-мужчинам. В региональных телекомпаниях также немало женщин-руководителей. И часто они ведут себя на работе, как в семье. То есть и накажут, и успокоят, и «накормят», и помогут. Своеобразный материнский инстинкт. И ощущение полной ответственности за свое «дитя». Я — за женщин на телевидении. Но категорически против «бабства». Так сложилось, что в Украине все руководящие должности обычно занимали мужчины, а женщины были «на подхвате» — на них переносили существенную часть проблем и при этом говорили: «А-а... женщина... Ну, чего от нее можно ожидать?» Достаточно посмотреть на количество женщин в Верховной Раде. Но законами не регламентируешь сложившиеся психологические отношения. Невозможно заставить уважать женщин, искусственно создавать равные условия. Сильная женщина своими поступками вынуждена доказывать, что она «тоже человек». Мужчины это чувствуют и начинают с этим считаться. Все зависит от женщины: стать иждивенкой, требовать привилегий или работать на полную, без всяких «скидок». Следует только понять, что именно тебе нужно. И поверить в то, что ты можешь. Наверное, телевидение сможет повлиять на образ женщины, существующий в обществе. Если станет социально ответственным и психологически тонким. Честным и профессиональным. Перестанет кормить «пипл» суррогатом и «секонд-хендом». Хотелось бы до этого дожить.
Елена МОЗГОВАЯ , директор Творческого объединения музыкальных и развлекательных программ НТКУ:
— В телеиндустрии работает достаточно много женщин. В дирекции, которую я возглавляю, работают преимущественно женщины. Но для меня никогда не было существенным — это мужчина или женщина. Важнейшим критерием при формировании команды для того или иного проекта или принятии на работу является профессионализм и умение работать в коллективе. Все женщины, с которыми я работаю, которые работают в других направлениях телевидения — новости, спорт, публицистика и так далее — сильные, самостоятельные, уверенные. По-другому и быть не может. В этом динамичном бизнесе нельзя «сидеть на печи и есть калачи».
Ирина ЛЫСЕНКО , председатель правления ЗАО «Новый канал»:
— Кажется, на сегодняшний день вопрос о роли женщины в любой сфере не является актуальным. Сегодня каждый человек выбирает работу, которая ему интересна. Если же все-таки развивать этот вопрос, то уверенно скажу: женщины вносят в хаотический мир телевидения порядок, харизму, искренность и сочувствие. А еще — яркие эмоции. Повода для выводов, что на современном украинском телевидении используются консервативные патриархальные стереотипы и поддерживается искусственный имидж женщин как «слабых созданий» не вижу. Тяжело назвать Ольгу Герасимьюк, Машу Ефросинину, Настю Касилову, Аллу Мазур, Анну Безлюдную, Аллу Липовецкую или Оксану Панасивскую (этот перечень можно продолжать, перечислив практически всех ведущих и менеджеров) «слабыми созданиями». Может ли кто-то, кто хотя бы раз работал с этими женщинами, сказать, что они слабые?!