Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эпицентр «позднего брежневизма»

28 мая, 1999 - 00:00

«Оурэлла — в жизнь» — под таким девизом, похоже, уже вовсю процветают некоторые наши телеканалы. Очевидно, лавры общенационального «сюра» им не хочется отдавать исключительно в руки одного претендента, и на его абсурдистские хиты типа «если я уверен, что должен стать президентом, так помогайте же», руки чешутся выдать и нечто свое, эксклюзивное. В понедельник, скажем, «Новини звідусіль» («Гравис» по заказу ICTV ) а затем и УТН (УТ-1) сначала внушительно передали с пресс-конференции вице-спикера В. Медведчука его слова о том, что СДПУ(о) намерена подать в суд иски «на некоторые СМИ, которые в нарушение законодательства (запрещающего за десять дней до выборов публиковать рейтинги кандидатов в мэры) обнародовали рейтинги о выборах городского мэра Киева». А затем тут же, без паузы, сообщили, что по последним данным рейтингов позиции основных претендентов — Александра Омельченко и Григория Суркиса — сравнялись, а остальные участники предвыборного забега отстают от них примерно на четверть. «Странность» подобной «логики» в действиях коллег подметил на телеканале «Эра» (УТ-1) Сергей Набока. Похоже, редакторы УТ-1 и «Грависа» точно знают, что на них-то в суд СДПУ(о) не подаст. Так что можно и над «пиплом» кокетливо поиздеваться — мол, раз «схавали» рекламную раскрутку Суркиса, так «схавают» и еще один маленький беспредельчик.

Но новыми технологиями, видать, еще вооружены не все имиджмейкеры нынешних хозяев страны и ТВ. Поэтому в тактике их команд присутствует эклектика. К примеру, очередной ход пресс-службы Президента: сообщение о том, что в адрес главы государства пришло более ста телеграмм с просьбой прекратить прямую радиотрансляцию пленарных заседаний Верховной Рады. Авторы телеграмм, по сообщению Интерфакса, убеждены, что сделать это «необходимо для того, чтобы обеспечить объективность избирательного процесса». Те, кому довелось поработать еще в советской прессе, знают цену подобным обращениям трудящихся. Но дело не в этом, а в самом решении президентской администрации прибегнуть к подобным методикам. Очевидно, эпоха «позднего брежневизма без зарплат», как уже давно прозвали в народе правление Кучмы — нуждается и в знаковых подтверждениях. Ударными темпами за воплощение новейшего слова в избирательных технологиях уже давно взялось и УТ-1. Достопочтенный Вадим Долганов — просто мальчик рядом с мэтром Игорем Сторожуком, успешно «завалившем» предыдущего президента и принявшегося за другого в «7 днях». Во-первых, Вадим Афанасьевич — человек творческий — вставлял сугубо пропагандистские штучки в цепь корреспондентских сюжетов достаточно высокого профессионального качества. Сейчас в «7 днях» дождаться собственно сюжетов — это просто не выдержать и... Скажем, в минувшее воскресенье скучная, подобострастная, лобовая реклама Кучмы заняла в программе целый стартовый блок в 25 минут. Сначала шел материал о посещении Леонидом Даниловичем шевченковских мест и его встречах с народом. Закадровый текст был соответствующим общей стратегии программы: «І цілі натовпи людей, що виходили на дорогу у селах, говорили відверто про наболіле. А його чимало. І саме Президент... повинен відповідати за всіх. І за великорозумних законодавців, і за великошанованих виконавців. Як би агресивно не були налаштовані, проводжали з розумінням і підтримкою. Ще й тому, що в свідомості українця за все відповідає батько. А він в родині завжди один» (этот «сюр» не переплюнуть, по-моему, никому). Потом в эфир выпустили информацию об очередных партийных съездах и собраниях избирателей, на «більшості з яких висунули», разумеется, Кучму. Затем Игорь Сторожук вдруг заинтриговал: отвлекшись от событий недели, кинулся грудью на амбразуру в защите... того же Леонида Даниловича: мол, многие политики высказываются по-разному в зависимости от экспортных и здешних вариантов выступлений. «В цьому місті має пролунати, — победно иронизировал г-н Сторожук, — типова опозиційна репліка: краще послухайте, що Президент говорить. Чи Леонід Кучма дотримується єдиної позиції? Що я і пропоную вам зробити. Послухати, що говорить Президент в експортному варіанті для Громадського російського телебачення». И пошел кусок из программы НТВ «Здесь и сейчас», где наш Президент отвечал на вопросы А. Любимова. Далее Игорь Анатольевич все-таки сменил основного персонажа и взялся интервьюировать Б. Тарасюка. И, наконец, где-то ближе к сороковой минуте эфира программы как раз подоспело время и для сюжетов о «жизни, как она есть» — за рубежом, естественно.

Во-вторых, в пассажах Вадима Долганова присутствовала не только логика (с которой можно было спорить, но она была), но и некое развитие мыслей из передачи в передачу, разнообразие пропагандистских приемов, эмоций, в конце концов, даже голосовых модуляций. Игорь Сторожук неизменен и статичен в раз и навсегда «поставленном» образе: некоего пастора, увещевающего паству. Не меняются и аргументация, и способы ее подачи: Кучма — всегда прав, потому что он... идет набор дежурных афоризмов типа: «много работает». Коммунисты, левые всегда не правы, потому что, соответственно, работают мало... Иных мнений и иных оппонентов, кроме левых, у Кучмы, по версии «7 дней», не бывает по определению. В-третьих, если при Долганове «и на солнце были пятна», то есть, во вверенной Президенту стране могли быть безработные, беспризорники, стоящие заводы и фабрики, села без зарплат, газа и света, если передача была сильна профессиональными и правдивыми социальными репортажами, то нынче в «7 днях» вылизано и залакировано все под чистую. А потому трудно себе представить, что кто-то может в наше время подобный продукт вообще смотреть. Удивляет же в этом всех лишь одно обстоятельство: почему снять с руководящих постов Национальной телекомпании Зиновия Кулика и его команду с завидной регулярностью требует ВР, а не Президент? Обратное было бы гораздо логичнее с точки зрения эффектности и качества предвыборной борьбы.

Впрочем, конечно же, еще не вечер и, говорят, команда московских и наших «продвинутых» телевизионщиков, о которой «День» ранее писал, уже почти готова к выдаче в эфир пилотных предвыборных проектов под Президента. Вряд ли останется в стороне от президентских выборов, очевидно, и имиджевая команда Г. Суркиса, которой руководят, по неофициальным, но достоверным данным, Сергей Васильев (вице-президент НТКУ) и Лаврентий Малазония, один из талантливейших режиссеров страны, «сделавший» в свое время В. Пиховшека и проект «5х5» «Студии «1+1». Что же касается конкретики отработанных за этот месяц нашим ТВ предвыборных технологий — то с точки зрения профессии, безусловно, фарсовая антиреклама команды Суркиса, «Сатирические объективы» ТК «Альтернатива» и т.д. — это пример вряд ли уж высочайшего полета (идеи не эксклюзивны), но уж точно наличия некоторой незашоренности и свежести творческих подходов в отечественном имиджмейкерстве. И, одновременно, пример отсутствия каких-либо тормозов морального плана. Жалко в этой ситуации больше всего наших стариков, которые говорили правду, конечно же, правду о невнимании к себе, пренебрежении их проблемами нынешней горадминистрацией ( «Человек и закон», УТ-1, «Подробности», «Интер» и т.д. ). Но при этом их совершенно конкретно и цинично использовали те, кто на самом деле не о стариках печется. Хотя, ведь и пожилой, а, значит, опытный человек должен понимать, мягко говоря, странность того, что их проблемами с нынешней городской властью заинтересовались именно сейчас, а не месяц, два месяца, полгода, год назад... Это — к вопросу об ответственности каждого из нас. Между прочим, здесь «ау» и участникам последнего «Эпицентра» («1+1») с А. Матвиенко. Дико было наблюдать, с какой агрессивностью набросились В. Пиховшек и журналисты в студии на человека, который решился на какой-то самостоятельный шаг в сторону от «кормушки» и власти. Да, у каждого из журналистов может быть собственное мнение о чистоплотности того или иного политика. Но припереть кого-то к стенке можно лишь фактами и абсолютно достоверной информацией, адекватностью логике дискуссии. Поскольку у ведущего и журналистов таких аргументов было не густо, то Матвиенко с легкостью отбивал почти все обвинения. Но при этом — что самое удивительное! — его оппоненты продолжали раздавать исключительно оценки, и исключительно мало вяжущиеся с только что услышанным от самого Матвиенко. В итоге — убедительности в их позиции — ноль, зато, извините, пустого «гавканья»... Да и опять всплыло прежнее желание В.П. ловить политиков на непоследовательности их действий. С точки зрения политических реалий — это просто смешно. Но даже с точки зрения обычной практики человеческих действий сама по себе изменчивость в позициях, тем более, в течение какой-то немалой временной протяженности — не порок. Другое дело — подоплека этой изменчивости, да. Но здесь и Пиховшек, и журналисты, опять-таки, были почти бездоказательны. Не говоря уже о том, что такой бы жесткости — да журналистам в программах с участием нынешних благополучных номенклатурщиков, нынешних «мажоров» — чего пока что в «Эпицентре» не наблюдалось (вспомним программу с тем же Л. Кравчуком). Наверное, нельзя забывать и о том, что «долбая» любую оппозицию, особенно в период выборов, мы укрепляем власть. А если нынешнюю власть даже ее апологеты считают лучшей из худшего — то... Круг замыкается. И вряд ли происходившее в «Эпицентре» хотя бы кому-то показалось стремлением докопаться до правды — в ее нравственном звучании.

Если же возвратиться к выборам мэра, то в течение этого месяца мы ощутили и еще кое-что новое не только в нашей политике, но и в телеэфире. Впервые на нашем ТВ был нарушен привычный официальный монополизм поддержки одного из претендентов. И конкуренция «штабов» в одном лагере показалась вещью замечательной. В смысле идеальных условий для саморазоблачения власти, когда выбрасываемая соперниками негативная информация, по сути, наносила удары по ее собственному институту. Думается, о такой помощи ближайшего окружения Кучмы его оппоненты еще недавно не могли и мечтать, как и мы — о таком развлечении. Бьют по Омельченко — попадают... в Кучму, бьют по Суркису — попадают... Ну, все уже давно все поняли...

Есть и еще один отрадный факт: по опять-таки неофициальным, но достоверным сведениям журналисты телеканала «Интер»... взбунтовались в связи с шедшей в их эфире «рекламной шариковщиной». «Нам стыдно работать на таком канале», — сказали они руководству, и... эту рекламу сняли с эфира! Воистину, «пешками» порой мы делаем себя сами, не имея воли и мужества придерживаться нравственного закона внутри себя. Но оказалось также, что, когда «достанут», и мы еще на что-то способны...

Наталья ЛИГАЧЕВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ