Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Есть потребность в культурном противовесе коммерциализации эфира»

Наиболее интересные фрагменты общения генерального директора ТВі Мыколы КНЯЖИЦКОГО с участниками Летней школы журналистики «Дня»
14 июля, 2011 - 20:30
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Продолжается общение участников девятой Летней школы журналистики «Дня» с авторитетными личностями, имеющими интересные мнения, идеи и критические взгляды на Украину, мир. Эта неделя оказалась в этом смысле очень интенсивной. Гости в редакцию приходили каждый день. В понедельник с молодыми журналистами пообщался генеральный директор ТВі, а с недавних пор основатель украинско-польского канала «TВі-Европа» — Мыкола Княжицкий.

Конкуренция за смыслы, воспитание гражданского общества, проблема качественного журналистского образования, построение отношений Украины с соседними государствами и налаживание консенсуса внутри страны — вот неполный перечень тем, которые поднимались в течение двухчасового полилога.

А читателям «Дня» на страницах газеты мы предлагаем наиболее интересные мысли, выраженные Мыколой КНЯЖИЦКИМ.

— С обретением независимости в Украине проходила определенная эволюция СМИ. Дело в том, что в Советском Союзе большинство газет были хоть и пропагандистскими, но серьезного уровня. А поскольку эта пропаганда была направлена на очень широкий круг людей и газеты выходили миллионными тиражами, треть которых реализовывалась в Украине, то хорошего уровня публицистика давала украинцам толчок для развития. Газеты, кинотеатры, в целом все, что связано с интеллектуальным трудом, было в то время источником наполнения бюджета. Но с обретением независимости ситуация начала постепенно меняться. Сегодня кажется, что у нас популярнее всего развлекательные программы, шутки, танцы. Когда смотришь наше телевидение, то складывается такое впечатление, что живешь в стране идиотов. Почему-то медиа забывают, что везде в мире есть люди, для которых главное не деньги, а ценности... И полноценным является то общество, которому удалось установить баланс первого и второго...

Сейчас украинские СМИ «дорастают» до того уровня, когда их позиция будет зависеть от общественного спроса. В каждой европейской стране есть около 10% людей, которые хотят развиваться, мыслить, критически относиться к окружающему миру, потреблять информацию разумную, а не «желтую». Украинские медиа, которые вовремя сориентируются именно на эту десятипроцентную аудиторию, будут иметь хорошие прибыли. ТВі стремится занять эту нишу и стать каналом для умных людей, патриотов своей страны. Мы готовы быть информационными спонсорами любого национального действа, которое объединяет украинцев и интересно им. Для журналиста очень важно говорить с обществом на одном языке и поддерживать обратную связь. Это залог демократии. Поэтому, на мой взгляд, основная функция разумных медиа сегодня — это налаживание коммуникации...

В Польский национальный совет с просьбой выдать лицензию на создание украинско-европейского канала в Польше мы обратились потому, что устали бороться с украинскими контрольными органами, которые находятся под политическим давлением. Как известно, Украина подписала Конвенцию о трансграничном вещании, согласно которой любой канал, получивший лицензию в стране — члене этой Конвенции, имеет право беспрепятственно вести вещание на территории другой страны. Поляки очень удивились, когда мы им сказали, что канал украинский, но хочет получить их лицензию. В итоге польская сторона согласовала нашу заявку со своим законодательством и выдала лицензию. Я был шокирован! Чувствуешь себя человеком, которого уважают, к которому относятся с уважением. Соответственно, на ТВі уже с сентября появится польская международная программа в украинском переводе, будет ежедневная программа на польском языке. Мы ведем также переговоры о покупке документальных фильмов, художественных сериалов, хотя по большей части будем показывать документальное кино и новости. В то же время, мы хотели бы транслировать не только польскую, но и европейскую телевизионную продукцию. Ни одна страна самостоятельно не способна произвести достаточно продукта, чтобы установить и придерживаться квотирования, которое пытались установить у нас. Поэтому в странах Европы, например, разработаны квоты не на продукцию отдельно взятой страны, а на европейскую в целом — чтобы ограничить поток американского или российского телевизионного продукта. Это очень важно, потому что речь идет об общих ценностях... Украину с Европой тоже объединяют общие ценности, заложенные еще в Великом Княжестве Литовском. Украинцы, поляки и евреи долгое время жили на одной территории, поэтому их духовные ценности, не смотря на определенные конфликты, диффузировали. Сегодня мы живем на пограничье, однако я уверен, что европейские тенденции победят.

В то же время, у поляков тоже наблюдается интерес к нашей телевизионной продукции. Например, производство цикла фильмов об Украине в европейском содружестве поддерживают польские общественные организации. А Польский институт книги будет финансировать празднование юбилея Бруно Шульца в Дрогобыче и Львовский книжный форум. Эта поддержка не является чем-то необычным. Для польской стороны это общее гуманитарное пространство. Бруно Шульц был евреем, который писал по-немецки, а жил в Украине, но финансировать празднование будет Польский институт книги. Это и есть объединенная Европа.

После того, как ТВі транслировал концерт «Музыка свободы», прошедший в Страсбурге в поддержку Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, мне рассказали, что в СБУ на нас написали дежурную докладную, будто мы — канал группы Ходорковского, призванный дестабилизировать политическую ситуацию в России. Хотя мы не ведем вещание на территории РФ... На самом деле ни к нашему владельцу, ни к Ходорковскому эта трансляция не имела никакого отношения. Это просто принцип солидарности...

Общественное телевидение может появиться только в той стране, где есть гражданское общество, где есть определенная договоренность между политиками и обществом об общем участии в строительстве страны, где президент понимает, что это не должен быть его канал, а оппозиция понимает, что это и не ее канал. Хотя нужно сказать, что даже в европейских странах это понимание приходило очень болезненно. В свое время, Квасневский и Валенса в равной мере понимали, что Польша должна быть в Евросоюзе и членом НАТО, а их политические споры касались скорее взглядов на внутреннее развитие страны. Когда мы достигнем общественного консенсуса по ключевым моментам, тогда у нас будет общественное телевидение. Я думаю, что это будет нескоро, но значительно быстрее, чем считают пессимисты. Потому что уже чувствуется потребность в культурном противовесе коммерциализации эфира, потребность в качественных классических концертах, а не только качественных порно-шоу...

Мы должны прежде всего вернуться к базовым ценностям. Это единственный способ выйти из той деморализованной ситуации, в которой мы существуем. Базовыми для нас, все же, являются христианские ценности. Полякам в свое время удалось сделать такой большой прорыв, потому что христианские ценности у них были очень сильны. Тут я имею в виду не обрядовость, а определенные мировоззренческие принципы существования общества.

Мы десятилетие жили в обществе, где цементирующим был страх, потом был вакуум и поиск. В результате этого поиска мы должны прийти от страха к свободе. А свобода означает значительно больше ответственности. Кстати, проблема ответственности касается и наших интеллектуалов. Украинская интеллигенция и власть живут в двух разных Украинах. Наши интеллектуалы часто пытаются быть такими себе чистоплюями. Это очень плохо. И Михник, и Вайда в Польше были депутатами в определяющее для их страны время. Это не значит, что они хотели заниматься политикой, но делали это, когда возникла потребность. А когда они увидели, что страна развивается демократическим путем, отошли от политики и начали заниматься своими делами. А наши интеллектуалы говорят: политика — грязное дело, мы к этому отношения не имеем. Но это тоже ваша ответственность, что власть такова, потому что вы ничего не делаете, не заявляете, а тихонько на кухнях их ругаете, и на том все заканчивается. Интеллектуалы вышли из того советского общества, что и пролетарии, поэтому недостатки у них, к сожалению, общие.

Вместо того чтобы пафосно говорить о национальной идее, лучше вспомнить о гражданской ответственности. Что такое национальная идея? Нужно любить свою Украину и уважать себя, чувствовать, что мы единый народ, гордиться своей культурой, развивать ее. Сильной и независимой Украина будет тогда, когда будет демократия, будет современная страна, если в ней не будут воровать, а будут те деньги, которые мы вместе как общество зарабатываем, распределять на инновационные проекты, на конкурентоспособность государства, у нас будет достойная национальная оборона, а роддома и детские садики будут лучше, чем в Польше или Германии. Вот вам и национальная идея.

Ярослава ТИМОЩУК, Татьяна БУБАЛО, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ