Дорогие читатели «Дня», участники нашего фотоконкурса и посетители наших фотовыставок! Как иногда говорят, есть для вас две новости: плохая и хорошая. Плохая, к сожалению, заключается в том, что, несмотря на все усилия и надежды, из-за роста заболеваемости коронавирусом и различных задержек и отмен, которые он влечет за собой, фотовыставка «Дня» в 2020 году не состоится. Но есть и хорошая новость — мы ее не отменяем, а откладываем на ближайший возможный срок! Поскольку хорошо знаем, как ее ждут — и наши конкурсанты, и партнеры, и зрители. Мы поинформируем вас, как только станут известны конкретные даты.
А тем временем продолжаем наши диалоги с участниками и прошлых, и нынешнего фотоконкурсов — со взглядом в лучшее будущее.
В прошлом году Зоя Шу впервые приняла участие в фотоконкурсе «Дня» — и победила, получив Приз призов «Золотой День»! Более того, ее болезненная социальная серия «После плена» в 2019-м стала и обладательницей зрительских симпатий. Она поразила и запомнилась многим, в том числе и коллегам Зои — фотографам. На нынешний конкурс Зоя Шу также отправила несколько серий, каждая из которых является воплощением своеобразной концепции на тему, важную как для украинцев, так и для всего мира. Мы пообщались с Зоей о том, как удалось воплотить эти замыслы.
«НЕ ХОЧУ ИМЕТЬ ОТНОШЕНИЯ К ТЕМ, КТО ПИАРИТСЯ НА ТЕМЕ ПЛЕННЫХ»
— В этом году мы уже много общались с участниками и призерами наших предыдущих фотоконкурсов, и многие из них отмечали как запомнившиеся именно ваши работы из серии «После плена». То есть это проект, который поразил и художественным совершенством, и актуальностью социальной темы. Для вас, как для фотографа и гражданки, эта тема уже завершена?
Майе Мустафаева держит фото своего мужа, правозащитника, политзаключенного Сервера Мустафаева, арестованного в 2018 году. 16 сентября 2020 Сервер был приговорен к 14 годам колонии строгого режима. Это показательный случай нарушения прав человека в Крыму, где крымскотатарский народ подвергается наибольшему давлению. Amnesty International признали Сервера узником совести
— Спасибо за такую оценку моей работы. Я думаю, что завершена, потому что моей целью тогда было поднять эту тему на более высокий уровень в информационном пространстве. Фото — это был инструмент, чтобы привлечь внимание. После вашей выставки по мотивам этого проекта сделал сюжет канал ICTV, мой материал опубликовали Associated Press и очень много различных изданий, затем были обмены пленными. Об этой проблеме начали много говорить, дискуссии вышли на новый уровень, на уровень государственной политики. Тогда я увидела, что на теме пленных и вокруг нее очень много спекуляций. На той боли, которую прошли эти люди, кто-то стремится к политическим дивидендам, кто-то — к финансовым, например, есть много грантовых организаций, которые существуют за счет этой и смежных тем. Люди получают гранты, зарплату, работая с «проблематикой», для них эта тема стала профессией. Этим должно заниматься государство, а не грантовые организации. Когда проблема становится вашим ресурсом, вы будете заинтересованы не в ее решении, а наоборот — в ее существовании и эксплуатации. У меня сложилось впечатление, что тема плена превратилась в некий «бренд», и я не хочу принимать в этом участия, поэтому я не продолжила снимать, хотя планировала снимать видео, почти не пишу об этом, не хочу иметь никакого отношения к тем, кто пиарится на этом. Поскольку пиар на самом деле никому не помогает. Все уже знают, что там происходит. И тем не менее, например, год назад почему-то отменен принятый в первом чтении проект закона 8205, который касался решения проблем людей, которые были незаконно заключены, и систематизации этого вопроса. Представьте, скольким людям он бы помог. Видимо, кому-то нужно это затягивать, но от этого страдают и не получают помощи реальные люди. К сожалению, многие люди остаются заложниками ситуации и в буквальном смысле, и в переносном. Но это уже за пределами моей компетенции, мой проект был нужен на тот момент, а сейчас моя роль на эту тему выполнена.
— Вы прислали на суд нашего жюри несколько разноплановых тем...
— После того, как сняла тему плена в ОРДЛО, я общалась с женами заключенных крымских татар, а также с теми, кто прошел через задержания и заключения в Крыму после 2014 года. Считаю, что нашим СМИ стоит уделять больше внимания этой теме. Там сложная ситуация и интересная с журналистской точки зрения. Сами кырымлы называют то, что сейчас происходит, «гибридной депортацией», и приводят примеры из истории своих семей — многие из тех, кто сейчас подвергается репрессиям, являются потомками людей, прошедших через репрессии и заключения в СССР.
«ГЛАВНЫЙ ПОСЫЛ — ПЕРЕДАТЬ ПОЗИТИВНЫЙ ИМПУЛЬС»
— Одна из присланных вами — серия «Целостность», очень символична. В описании к фото вы отмечаете: «Боевые раны защитников Украины в этом проекте являются аллегорией истерзанной страны. Фото обезличены, потому что эта история — о всех нас. Раны на теле Украины — это раны каждого из нас... Понимание этой травмы — может быть первым шагом к исцелению». Расскажите, пожалуйста, как у вас возник такой замысел, и было ли сложно реализовывать его?
— Летом мне рассказали о военном, который был в плену, обгорел и имеет шрамы. Я приняла это во внимание. Потом я увидела парня на протезе, с тату герба Чернигова на уцелевшей ноге и решила, что надо сделать такую ??серию. Чернигов мне всегда казался очень уютным городом, но война на самом деле коснулась всего в нашей стране. В повседневной жизни мало кто задумывается, насколько глубоко это все проникло в нашу жизнь, а также о глубинном эффекте этих событий.
Чтобы найти военных со шрамами, я общалась с ветеранскими организациями, сходила в военкомат, надо было приложить усилия, но я не могу сказать, что это было сложно, это обычный процесс. Когда я снимаю, то полностью в это погружаюсь, так как есть цель, и достигаю ее постепенно. В этом случае я не могла планировать, знать сразу, каким будет кадр. Но постепенно один за другим все приобретает определенные формы. Сложность заключалась в том, что такие темы отнимают много внутреннего ресурса, и сейчас я поставила это на паузу.
Серия «Целостность» — мой способ выразить свою обеспокоенность событиями и тенденциями, которые есть в Украине. Скажем так, это мое патриотическое подсознательное. Мне очень нравится цитата Вячеслава Черновила «дай Бог нам любить Украину больше всего сегодня — имея, чтобы не пришлось горько любить ее — утратив», а также «нет у нас бандеровцев и москалей, схидняков и захидняков. Все мы — народ Украины «. Серия именно об этом, об утраченных единстве и целостности, но я верю, что если мы сконцентрируемся на том, что у нас одна страна на всех нас, таких разных, и нам необходимо ее беречь и развивать, то все будет в порядке.
Мой главный конструктивный посыл в этом — передать и распространить определенный импульс, что будет иметь положительный результат.
«МЫ ЖИВЕМ ВО ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ СИСТЕМЕ»
— Еще одна ваша серия — экологическая. Эта тема в последние годы понемногу приобретает популярность — в том числе в сфере медиа и фото. Как вы нашли свой подход — фотографировать ваши использованные пакеты, которые вы сортируете и сдаете на переработку?
— Наверное, все слышали о бескрайних площадях пластика в океане. Это трудно представить, трудно понять, насколько это ужасно. Как-то в Греции в очень красивой пустынной бухте я заметила много пластиковых бутылок, которые принесло море. Это было ужасное впечатление. Большинство людей не интересуются и не видят того эффекта, который они производят своими отходами в окружающем мире. Нам интересен только повседневный, мгновенный комфорт, мы с легкостью пользуемся одноразовым пластиком, выбрасываем использованные вещи и не задумываемся, что будет с этим дальше. Мы живем своей пластиковой жизнью, убивая таким образом настоящую жизнь вокруг. Когда у меня появилась возможность сдавать пластиковые пакеты на переработку, я обратила внимание на объем полиэтилена, который остается за определенный промежуток времени только от одного человека, и решила, что надо это вынести в художественную плоскость, визуализировать этот факт и акцентировать внимание на этой теме. Этот полиэтилен, которым мы пользуемся в среднем 10 минут, разлагается тысячу лет.
Все, что происходит, — это результат отношения каждого человека. Никто не хочет соблюдать никаких правил, каждый желает поступать, как он считает нужным, перекладывая ответственность на других.
Тема загрязнения очень многосторонняя, проблема не только в пластике, это лишь одна из составных частей воздействия человека на природу. Сейчас в результате человеческой деятельности исчезают целые экосистемы, виды животных, птиц. Нам кажется, что мы вынесли мусор из дома — и все остальное нас не касается. Но мусор никуда не исчезает, оно продолжает существовать, попадает в почву, в воду. Проблема обрела такие огромные масштабы, что каждый человек должен задуматься о своем вкладе.
У нас больше нет роскоши безмятежности. У каждого человека есть определенная ответственность, и очень важно, чтобы все в обществе осознавали ее — каждый за себя. Чувство собственной ответственности не появится сразу, оно должно развиваться пошагово, постепенно. Мы не станем мгновенно сортировать мусор, как, например, это делают люди в Германии, одноразовая посуда из перерабатывающихся материалов или сумки для продуктов не станут модными за один день. Даже те, кто оставляет мусор в лесу, выбрасывает в реку или море или на трассе из автомобиля, не поймут сразу, почему этого нельзя делать. Но нужно об этом постоянно говорить, напоминать и воспитывать это чувство собственной ответственности. Каждый человек должен прийти к этому пониманию.
В этом контексте мне импонирует подход восточной философии, принцип «человек и природа — одно целое». В западном восприятии человек — центр вселенной, а в видении востока — маленькая ее часть, человек не противопоставляется природе, не является венцом природы, а является лишь одним из компонентов мира. Важно обрести понимание, что мы являемся составной частью, а не центром. Мир не вращается вокруг нас. Мы зависим от всего, что происходит вокруг, и наш вклад также влияет на эту систему, даже если его не видно сразу. Мы живем во взаимосвязанной системе. Кстати, история с коронавирусом очень хорошо это показала.
— Вы также прислали очень трогательные снимки, которые касаются чувствительности к онкотеме. Как вы снимали ту пару людей, которые вместе проходили это испытание?
— Онкотема задела и мою жизнь. Есть социальный проект Cancel / R, целью которого является информационная и эмоциональная поддержка людей, которые выздоравливают от онко, внедрение новой культуры поддержки таких граждан в обществе, а также вдохновение на борьбу тех, кто столкнулся с онкодиагнозом. И это было одно из событий, которые они организуют, хэштег проекта в соцсетях #goodbyehair — если кому-то нужно их найти. Они искали фотографа, и я согласилась принять участие.
Эта пара — парень стригся за компанию со своей девушкой, которая проходила курс химиотерапии. Для человека, который получает такой диагноз, очень важна поддержка близких. И вообще важно, чтобы люди поддерживали друг друга в сложных ситуациях. Эти фото — о поддержке и любви. Это моя маленькая пропаганда доброты (улыбается).
— А вообще как прошел ваш год? Многие говорят, что были одни планы, а коронавирус полностью их изменил. А как у вас?
— У меня не было никаких планов, признаюсь (смеется). По крайней мере, я уже о них не помню. С начала карантина я нахожусь на самоизоляции с очень больным близким человеком. Ситуация с коронавирусом подарила нам время вместе, потому что иначе я бы занималась различными делами, а сейчас даже ни с кем не вижусь. Карантин расставил для меня приоритеты. Постоянное, ежедневное осознание, что жизнь конечна, когда это касается твоих близких — очень трудно, но это учит ценить время и радоваться каждому дню.