Российское информационное пространство на львовские события 9 мая отреагировало вполне прогнозируемо. «Экстремистский Львов» стал главной темой недели в российских СМИ. Вот как, к примеру, описывает события некогда независимый канал НТВ:
«Несколько сотен агрессивных молодых людей перекрыли дорогу к Вечному огню и освистывают стариков с цветами. На 9 Мая во Львове случалось всякое, но никогда путь ветеранов к Вечному огню не был столь унизительным и небезопасным. Сначала нужно пройти сквозь строй подростков, скрывающих свои лица и осыпающих оскорблениями, а потом — через кордон милиции, — цитирует репортаж журналистов НТВ сайт «Остров». — Те, кому повезло пройти через эти испытания, могут отдышаться у Вечного огня, который обычно во Львове не горит, но сегодня в виде исключения зажгли... Дальнейшие события можно описать языком военной хроники. В ход пущены бутылки и дымовые шашки... Приезжие прорвались к Вечному огню и развернули флаг, националисты пошли в наступление. После этого молодежь в масках разбежалась по городу в поисках ветеранов с георгиевскими ленточками. Тем временем, в центре Львова проходит фестиваль пива, который местный власти решили провести именно 9 мая. Очевидно, разогретые еще и алкоголем экстремисты будут хозяйничать в городе до утра».
Действительно, чем не нарезка для предвыборного клипа Владимира Путина, как остроумно отметил директор Центра информационных проблем территории НАН Украины Петр Жук?
В поисках альтернативного российского взгляда на львовские события мы решили обратиться к москвичам, которые лучше других представляют себе, что такое Львов, которым этот город не чужд, ведь именно здесь они родились и жили на протяжении довольно длительного времени (что, впрочем, как мы понимаем, вовсе не гарантирует альтернативности их мнения). Первым, с кем нам удалось связаться, стал Евгений ГОНТМАХЕР, член правления Института современного развития.
— Евгений Шлемович, наверняка вы следили за событиями, произошедшими во Львове 9 мая. Как человек, родившийся и живший в этом городе, как бы вы оценили освещение львовских событий в российских СМИ? Как вам кажется сейчас, по прошествии некоторого времени, что произошло во Львове на самом деле?
— Мне кажется, что это очень тревожный факт, который я связываю с общей ситуацией в Украине. Противостояние сторонников Януковича и сторонников Тимошенко во время прошлых выборов, конечно, было довольно острым, но никогда не переходило в рукопашный, в открытые столкновения, когда люди пытались друг друга просто избивать. Здесь же, как мне представляется, праздник Победы оказался просто поводом. Насколько я понимаю (хотя я, конечно, все детали не знаю), в праздновании участвовала Партия регионов, а люди с противоположной стороны просто стояли под какими-то лозунгами и просто выкрикивали какие-то слова (что само по себе, кстати, тоже не очень хорошо, потому что все-таки фашизм угрожал и украинскому народу и нанес ему достаточно большой ущерб). Случившееся рукоприкладство, с моей точки зрения, означает, что политическая ситуация в Украине может войти (хотя, я надеюсь, что этого не случится) в какую-то новую фазу, когда люди начнут выяснять отношения не только во Львове и не только по поводу 9 мая, а и в Донецке, и в Симферополе по каким-то совершенно неожиданным поводам. Поэтому я воспринял эти события с большой тревогой, и не только за Львов, но и за Украину вообще.
— Дело в том, что эта ситуация попахивает провокацией, как представляется нам, это было столкновение маргиналов, это были некие пророссийские партии, которые приехали из Одессы...
— Понимаете, здесь можно долго разбираться, кто первый стукнул, была ли это провокация, но факт остается фактом. Начали выяснять отношения силой. И с моей точки зрения, это симптом достаточно тревожный. Да, в этом надо разбираться украинской политической элите, как мне кажется, с двух сторон — и, условно говоря, тех, кто за Януковича и, условно говоря, тех, кто за Тимошенко или просто тех, кто на востоке и кто на западе. Надо как-то между собой договариваться, потому что иначе можно ожидать много всего, тем более, если это провокация, если есть какие-то маргиналы, значит, с двух сторон разумная часть политической элиты, которая существует в Украине, должна как-то разобраться с этими маргиналами с тех самых двух сторон. Мне так кажется.
— А как вам кажется стоит действовать в ситуации, когда подогревается — очевидно, что умышленно — радикализация в обществе. Кто должен подключиться к тому, чтобы снижать градус в обществе?
— С моей точки зрения, это задача политической элиты. Не только правящей, но и оппозиционной. С моей точки зрения, Тимошенко во многом потеряла свою популярность, которая была на момент президентских выборов. И является участником политического процесса на той стороне, по крайней мере, мне из России не видно. Со стороны Партии регионов это Янукович, тут все ясно. А вот с той стороны... Тем не менее, как мне кажется, именно Янукович должен проявить инициативу как Президент Украины, должен пойти на переговоры с той стороной, не с маргинальной конечно, но с противоположной... Такого рода события, конечно, не приведут к гражданской войне, я надеюсь, такого не будет, но образ Украины как государства, которое хочет быть цивилизованным, хочет в Европу, о чем говорит и Янукович, пострадает. С моей точки зрения, реально ответственная политическая элита должна на время объединиться против маргиналов.
— После избрания Виктора Януковича Президентом Украины многие были уверенны, что теперь, мол, отношения Украины и России наконец-то нормализируются. Но даже после подписания т.н. Харьковских соглашений, которые в Украине были восприняты очень неоднозначно, чудо не произошло. Об этом может свидетельствовать, в частности, тон российского руководства, повышенный градус отношений. Что же, в конце концов, должно произойти, чтобы отношения Украины и России действительно нормализовались?
— Я не могу сказать, что градус повышен, за исключением каких-то недоразумений. Потому что если сравнить то, что было при Ющенко, когда мы наблюдали открытые словесные перепалки по самым разным поводам, то сейчас все-таки, если мы говорим о руководителях государств, ситуация улучшилась, а все противоречия локализованы в сфере экономики: вокруг газа, прежде всего. Да, Украина не довольна ценами на газ и нефть, но ведутся переговоры. Было предложение, чтобы Украина вошла в общеэкономическое пространство вслед за Белорусью и Казахстаном, но Украина отказала и пошла какой-то, видимо, очень длинной дорогой к Европе, но никакого ожесточения это не вызвало. Хотя, если бы это было при Ющенко, то конечно последовали бы информационные выбросы, а сейчас информационные фон в отношении Украины, за исключением этого эпизода 9 мая, достаточно благоприятный. И Медведев на сегодняшней пресс-конференции (разговор состоялся в среду 18 мая. — Авт.), отвечая на этот вопрос об отношениях с Украиной, сказал, что Украина — независимое суверенное государство, и она имеет право выбирать Европу, пожалуйста! Глядя из Москвы, мне кажется, что сейчас отношения России и Украины находятся в нормальной стадии. Конечно, они не безпроблемные, но — деловые. Наверное, кому-то здесь в Москве казалось, что после прихода Януковича это будут отношения как у двух частей одной страны, но это казалось, наверное, только каким-то маргинальным кругам. Ведь назвать Януковича примитивно промосковским сложно. А Харьковские соглашения, как мы это видим, были заключены скорее из экономических соображений. Это можно оспаривать, я понимаю... Но в обмен на продление пребывания Черноморского флота Украина также получила преференции по цене на газ. А когда Янукович пришел к власти, экономика все же была в достаточно сложном состоянии, был кризис. Я повторяю: мне кажется это абсолютно нормальные отношения, конечно, не братские, но я думаю, что время братских отношений давно прошло. Это время некого баланса интересов.