Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Евразийский телефорум: Кто в СНГ лучше чихнет?

13 октября, 2000 - 00:00


Как уже сообщал «День», в Москве завершился третий Евразийский телефорум стран СНГ и Балтии. В Украину вернулись победители — лауреат в номинации «Игровой фильм» сериал «День рождения Буржуя» («Студия 1+1»), победитель в номинации «Спортивная программа» фильм «Братья Кличко. Двойной удар» («Студия 1+1»), диплом в номинации «Социальный репортаж» — программа «Глубже мертвых» (СТБ). Членом жюри форума была Ольга Герасимьюк, к которой «День» обратился с предложением поделиться своими впечатлениями в отношении уровня и атмосферы конкурса.

Телефорум был снова, как и в прошлый раз, интересен тем, что это — пока единственная возможность для тележурналистов, теле- и кинорежиссеров бывшего советского единого пространства посмотреть, что делается у каждого, на его отдельной родине, в телевизоре и на киноэкране. А также поговорить о желании создать открытое (или опять единое?) информационное пространство, которое в третий раз оказывается пустыми ожиданиями и напрасными, хотя и настойчивыми ретро-надеждами.

На форум в этом году поступило 464 заявки от 158 телекомпаний, из которых отборочная комиссия отобрала по три-пять программ, и уже из них жюри определяло лучшие. Председатель отборочной комиссии, профессор МГУ Георгий Кузнецов сказал так: «У нас в Советском Союзе было 75 телекомпаний, а сейчас ведут вещание 600. А уж производителей даже никто и не считал. И естественно, что такое увеличение количества коллективов привело к резкому снижению профессионального уровня. Поэтому особой трудности в отборе лучших работ нет. Наоборот — радость большая, когда что-то действительно хорошее появляется». Председатель сентиментален по отношению к прошедшим временам и не раз рекомендовал вместо острых разговоров о том, как на самом деле живут люди вне телеэкрана, побольше показывать, как, например, трогательно поют частушки в Тамбове — следовательно, жизнь есть! На этот раз на встрече с жюри, членом которого мне пришлось быть, господин Кузнецов посоветовал, чтобы внимательно взглянули на работу из Беларуси, в которой так красиво поют детки: «Врут ведь мерзавцы, что в Беларуси нечего есть — детки выглядят вполне накормленными». Порекомендовал также глянуть благосклонно на телепрограмму Черноморского телевидения, а точнее — программу российского флотского телевидения, которая ведет вещание в Севастополе: «Там такой симпатичный офицер-ведущий, и неправда, что это антиукраинская программа». Первое было правдой — в определенных странах с абсолютно определенными режимами, в принципе, не снимают хор голодных крестьян с пропагандистской целью. Второе было правдой только частично — офицер был симпатичен, а программа сделана кустарно, и, без сомнения, попала в номинацию «Фильм, программа на военно-патриотическую тему» (рядом с той же программой НТВ «Забытый полк») чисто из «военно-патриотических» мотивов, а не по качеству. Там действительно очень некорректно уверяли жителей Севастополя, что они находятся под надежной защитой российских моряков, а также был вообще «беспредельный» сюжет, грубо разжигавший межконфессионную вражду среди верующих Севастополя, что отнюдь не входит в обязанности российских моряков, временно дислоцирующихся на территории украинского государства. Консульство Украины в Москве заявило протест против отбора программы подобного направления на Телефорум, декларирующий толерантность, но протест восприняли с иронией, а точнее — никак, ибо назло дали телепрограмме специальный приз. С жюри это не обсуждалось, поэтому назвать, кто это такой упрямый ценитель, не могу.

Можно было бы вообще по исторической привычке пропустить мимо ушей то, что иначе, как «хохлы» и «салоеды» об Украине на форуме и не говорили — но в принципе, на этот раз это почему-то интересовало, поскольку, например, на каждом заседании жюри председатель Олег Попцов, писатель и президент ОАО «ТВ-Центр», подчеркивал: «Мы знаем, какая катастрофическая ситуация сейчас в Украине». Причем, он ставил ее на уровень проблемы талибов в Азии, а на вопрос, что он имеет в виду, смерил гневным взглядом и не ответил. Я не буду здесь рассусоливать долго о том, что вообще номинация «военно-патриотическая тема» странно выглядит, если помнить, что туда должны отобрать программы из очень разных стран, которые имеют очень разные и иногда несовместимые представления о том, что такое патриотизм и как нужно проводить в этом смысле пропаганду. Выиграл в этой номинации узбекский фильм под солидным названием «Военно-политические угрозы и вызовы национальной безопасности» из цикла «Ислам Каримов. Узбекистан на пороге ХХI века». Он получил еще и специальную награду Минобороны России и еще один специальный приз — за то, что в «Узбекистане такой президент, который сказал террористам: «Стреляйте в меня, а не в мой народ», а также за то, что там обозначена очень серьезная политическая проблема, волнующая Россию, и не все еще очень хорошо это осознают». О том, что программа — это махровейший образец государственной пропаганды еще коммунистических времен с длиннющими официальными речами узбекского президента на всевозможных форумах, о том, что это вообще не телепродукт и не продукт вообще — телекритичное мнение форума умалчивало. В других случаях и в других номинациях, когда это было удобно, при оценке работы говорилось о том, что тема есть, проблема существует, а вот сделано плохо. Таким образом была отсеяна не одна качественная, как по моему личному мнению, работа. Неиспорченный зритель все время спрашивал, почему в этом году так мало работ «Студии 1+1» — за прошедшие форумы на СНГовских пространствах привыкли, что это всегда интересно и высококачественно. Кое- кто из организаторов форума объяснил: они сами виноваты — прислали программы на украинском языке, вот комиссия и не захотела смотреть. Работы, на самом деле, были с субтитрами — точь-в-точь так же, как и программы из других стран. И я не буду делать здесь лишние выводы, так же, как и по поводу того, что не было ни одного кадра в телеотчете и финальном телефорумовском ролике об участии украинцев в форуме, о громкой презентации «Студии 1+1», на которую набился полный зал и восторженно аплодировал.

Все это я сообщаю только для того, чтобы объяснить, почему третий Евразийский телефорум был не телесобытием. Он был политическим явлением, которое четко представляло картину того, как, кто и с кем сегодня существует на пространствах СНГ. И какое открытое информационное пространство имеется в идеале в виду. И кто сегодня нравится России. И это главное. И почему-то один петербургский коллега, оценив мое выражение лица во время совместных просмотров, саркастически сказал: «Да что вы, право, вот на западных фестивалях трудно. Там все продано. Зато у нас все куплено».

Известный телекритик Ирина Петровская, которая отдельно оценивала внеконкурсный показ информационных программ, прибавила: «Поздравляю нас всех. Мы ошибались, когда говорили, что все получили независимость. Мы все и до сих пор живем в Советском Союзе». По ее мнению, абсолютно все представленные работы из большинства стран — пропагандистские, заангажированные, несвободные, зависимые программы, из которых ничего не понятно, как живут люди, а лишь — как они должны думать, что они так живут. Подобное могу сказать и я обо всех программах, которые с широкого плеча отборочной комиссии получила возможность просмотреть во время работы в жюри. Нудное, непрофессиональное, длинное, с патетическими текстами, с плохой режиссерской мыслью, с чрезвычайно невыразительной камерой телекино... Несколько хороших программ непонятно почему были поставлены не в свои номинации (а, может, кому-то и понятно, почему), а поэтому не могли победить. Я совсем не думаю, что все это связано с тем, что не все телекомпании теперь принадлежат советской власти, как об этом говорил председатель отборочной комиссии. Жаль, что такие чудесные идеи, как взаимопроникновение в профессиональную, а не политическую среду, как обмен мнениями и идеями, как знакомство с лучшими школами — пока что остаются невозможными для реализации именно из-за особенностей «военно-политических угроз»...

Можно было заметить мощный «промоушн», который проводили азиатские страны, в принципе, традиционно любимые на этом форуме. Президентское телевидение Казахстана — бесспорный фаворит Телефорума, и эти чувства постоянны и хорошо подкреплены не только духовно. Культурный атташе Узбекистана выполнял PR-миссию безукоризненно, к тому же будучи членом нашего жюри, и, как я выяснила, этот узбекский деятель — постоянный член всяческих жюри на кино- и телефестивалях, куда отправляются узбекские претенденты. Невольно не можешь избавиться от досады: а почему же наши вели себя в этом смысле так тихо и пассивно? Представитель украинского посольства посетил вместе с VIP телефорума только прием в МИД России, а в дальнейшем никого из наших официальных лиц не было даже на приеме в Украинском культурном центре, в ресторане «Гетман» (эту миссию подтверждения гостеприимства украинского государства традиционно берет на себя «Студия 1+1»).

Здесь понимаешь, что, в принципе, поддерживать своих так, чтобы они имели призы, как это в результате получается у других стран, членов СНГ, — это, по-видимому, не совсем и хорошо, ибо если вспомнить, — мы же хотели бы соревноваться в творческом конкурсе, а не в политическом.

С другой стороны — вот еще одна досадная картинка того, насколько некому сегодня укреплять образ украинского расхитителя газа, который убежал из «общей славянской колыбели», прихватив в карман общую соску.

Насколько некому достойно вести диалог на этом действительно наиболее деликатном направлении отношений... Хотим сидеть тихо и не подымать волн, а они уже соответственно — до уровня рта.

Очевидно, все это вещи, которые не должны бы касаться отчета о телеконкурсе, но кажется, они скоро будут касаться уже и конкурса «Кто в СНГ лучше чихнет». Настолько все запущено.

ОЛЬГА ГЕРАСИМЬЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ