Встреча с кандидатом исторических наук Ириной Каневской, которая на короткое время приехала в родной Кировоград, состоялась в июньскую пору, которая обещала благодатный дождь на жаждущую землю. Сейчас, как сотрудник Института украинской археографии и источниковедения им. М. Грушевского НАН Украины, эта молодая женщина проводит важную деятельность, направленную на изучение и популяризацию жизни и творчества чешско-украинского ученого, одного из ведущих европейских специалистов по теории нации и национальных отношений, журналиста, публициста, общественно-политического деятеля Ольгерда Ипполита Бочковского.
Несмотря на то, что о нем писали «Энциклопедия украиноведения» Владимира Кубийовича, Афанасий Феденко, Владимир Панченко, Николай Чабан, Сергей Шевченко, Григорий Гусейнов, рассказывал Леонид Куценко, фигура Бочковского, а особенно его интеллектуальное наследие до сих пор незаслуженно остаются малоизвестными широкой общественности.
— И именно поэтому вы, Ирина Александровна, бросив научные исследования, решили снять документальный фильм?
— Нет, научную ниву я не оставила. Более того, готовлю фундаментальную монографию об Ольгерде Ипполите Бочковском, ведь скоро 130-я годовщина со дня его рождения. Впрочем, взялась также популяризировать имя этого славного человека. На Кировоградщине — в частности. Потому что, кроме всех прочих добродетелей этого «самобытного ученого европейского уровня», он является еще и нашим земляком, с которым произошла интересная метаморфоза-перевоплощение: от польского воспитания к «украинскому осознанию». На свет появился он 1 марта 1885 года на железнодорожной станции Долинской в польско-литовской семье. Григорий Гусейнов высказывает предположение, что «будущий ученый, вероятно, вообще самый первый ребенок, который родился на этой станции, куда первый поезд заехал 18 мая 1884 года». С четырнадцати лет поселился с родителями в Елисаветграде. Странный на первый взгляд адрес — «Вокзал Х.Н.Ж.Д.», то есть «Харьковско-Николаевской железной дороги» — объяснялся тем, что отец был железнодорожником и именно там получил временное казенное жилье. Рядом находился костел (сооружение не сохранилось) и легендарное земское реальное училище, в котором вместе с братом Тадеушем учился четыре года. Учениками учебного заведения в разные годы были Николай Садовский, Афанасий Саксаганский, Кароль Шимановский, Евгений Чикаленко, Евгений Маланюк, Юрий Яновский... Позже Ольгерд Бочковский учился в Петербургском лесном институте, принимал участие в революционных событиях. Из-за преследований вынужден был эмигрировать в Чехию, которая стала его второй Родиной.
— Съемки планируются и за рубежом?
— Безусловно, поскольку Бочковский не только учился в Карловом университете Праги и преподавал в Хозяйственной академии в Подебрадах (читал курсы нациологии и нациографии), но и много лет поддерживал тесные отношения с профессором Томашем Масариком (президент Чехии 1918—1934 гг.), работал в дипломатической миссии Украинской Народной Республики в Праге (тогда же с этим «Платоном на троне президента!» имел «живую беседу об Украине и событиях в Украине»), в 1933 году возглавил так называемый «Голодовый комитет», был знаком со многими выдающимися украинцами, среди которых немало наших земляков: Дмитрий Чижевский, Евгений Маланюк, Александр Шульгин, Афанасий Феденко. Кстати, современники писали о нем как о замечательном ораторе («изысканная литературный язык действовал на слушателя словно музыка»), человеке энциклопедических знаний, с глубокой эрудицией, блестящей памятью и непревзойденной способностью к изучению языков, которых знал около двадцати. Из воспоминаний самого Бочковского следует, что именно он стал свидетелем последних дней жизни в эмиграции Евгения Чикаленко. Поэтому и в Праге, и в Подебрадах, думаю, будет что снимать.
— В чем нынешняя актуальность трудов Бочковского?
— Сегодня Украина выбирает путь к европейскому сообществу. Но многие ли знают в начале ХХІ в., что именно Бочковский еще в 1918 году в книге «Национальное дело» разрабатывал идею новой «супердержавы» под названием Европейский Союз? (Любознательных отсылаю к публикациям на эту тему словацкого исследователя Ивана Гватя). Конечно, тогда такие мысли производили впечатление «фантазии» и мечтаний. С точки же зрения современности, рассуждения ученого можно смело считать виденьем объединенной Европы, которое Ольгерд Ипполит Бочковский начал теоретически прорабатывать еще в конце Первой мировой войны.
Кроме того, Бочковский смело критиковал постулаты Гитлера и нацизма, изучал их влияние на мировое содружество, в частности выступал против идеализации молодежью нового тогда явления. Кстати, он умер 9 ноября 1939 года — вскоре после оккупации Чехии.
Еще ждет возвращения в Украину научное наследие этого выдающегося мыслителя европейского уровня.
— Что планируете отснять на землях Кировоградщины?
— Работа над фильмом, собственно говоря, уже начата. В Долинской, например, снимем воплощенную в жизнь в 2010 году стараниями краеведа Виктора Маруценко мемориальную доску и барельеф Бочковскому на здании районного краеведческого музея (автор — кировоградский скульптор Виктор Френчко). А еще — местный «изысканных архитектурных форм» железнодорожный вокзал, поэтически описанный Григорием Гусейновым: «Утонченные белые, голубые цвета стен навеивают ассоциации с каменными шедеврами ХVIII века. Вокзал действительно нетипичной для казенных железных дорог архитектуры, что в последней четверти ХІХ века стала в конец монотонной, онемеченной. А вот станция в Долинской удивительным образом сохранила оригинальное, даже по-своему веселое лицо».
Осталась и историческая среда старого Елисаветграда. Здесь, в отличие от многих других областных центров, сохранилось немало объектов зодчества, которые помнят и Ольгерда Бочковского. Побываем в здании бывшего реального училища, областном архиве, где планируем отснять документы и фотографии тех времен. Запишем рассказ сотрудника литературно-мемориального музея имени И. Карпенко-Карого Л. Хосяиновой, которая стала первооткрывателем малоизвестных страниц биографии героя нашего фильма.
— На какие средства рассчитываете, приступив к съемкам?
— Частично — на собственные средства. В частности, в Украине. Впрочем, разумеется, для полноценного воплощения в жизнь идеи о картине (особенно это касается поездки в Чехию) необходима сумма 2500 евро. Если нам удастся собрать больше необходимой суммы или потратить меньше от запланированного, то все средства направим на переиздание трудов О. Бочковского в Украине. Начнем с небольшой книжки «Нарід собі», что стала нашим указателем в реализации проекта и, собственно, — названием фильма. В книгу будут включены имена всех, кто поддержал проект (независимо от суммы взноса). Издание будет распространяться бесплатно среди библиотек как украинских, так и зарубежных (чешских, польских и т. п.). Благотворители с пожертвованиями от 500 грн получат книжку в подарок. В целом нами задуман цикл фильмов об украинской надднепрянской художественно-научной эмиграции ХХ века, где будут представлены другие славные фигуры «степной Эллады». Фильм о Бочковском, так сказать, является пилотным проектом.