В сентябре 2000 года в эфир вышел первый выпуск «Фактов». Поэтому информационная служба телеканала ICTV отмечает свое десятилетие. После десяти лет «жизни в эфире» при разных обстоятельствах в стране и мировых информационных трансформациях журналисты «Фактов» рассказывают, изменились ли приоритеты в их информационной политике, каким сегодня они видят социально ответственное телевидение и что, в первую очередь, должно быть свойственно профессиональному журналисту.
Виктор СОРОКА, шеф-редактор программы «Факты»:
— «Факты» — это программа для людей и о людях. Поэтому акцент информационной политики программы — на общечеловеческих ценностях. Мы говорим обо всем, что касается человека: его здоровья, жизни, образования, потребностей, а также о том, что касается общегосударственных и общественно важных вещей. Если все плохо, мы показываем, как это «плохо» изменить к лучшему. Наши новости должны свидетельствовать о том, что в конце любого тоннеля есть свет.
В украинском телеэфире достаточно низкокачественного продукта и жестокости. При таких условиях не очень просто говорить о социальной ответственности украинского телевидения. И это пока еще всеобщая беда. По моему мнению, в последние годы докризисного периода уровень нашего телевидения был лучше. Сегодня кризис будто преодолен, а докризисного уровня качества каналы еще не достигли. Пока еще они акцентируют внимание на коммерческой успешности, которая является важной для работы коммерческого телевидения. А социальная ответственность где-то на втором плане. Хотя «Факты» рассказывают о социальных акциях, мы поддерживаем социальные проекты и инициативы.
Журналисту обязательно должны быть присущи профессионализм, честность и порядочность. Если человек знает азы журналистики, является порядочным и честным, то больше ничего для успеха не надо. Это особенно важно в сложные времена, когда должны работать люди, на которых можно положиться, для которых слово — не пустой звук, а телевидение — не средство прежде всего заработать деньги. Такой журналист сможет создать продукт, который будет и социально ответственным, и рейтинговым, и интересным.
Петр ДЕМЬЯНЧУК, ведущий программы «Факты»:
— Информационную политику «Фактов» формируют потребности нашей аудитории, а это люди в возрасте от 18 до 49 лет. Наших зрителей интересуют культура, развитие искусства, бизнеса, предпринимательства. Миллионы людей в Украине занимаются бизнесом, и их интересует, что изменяется в государственной политике в этой сфере. Мы также касаемся и важных для каждого социальных моментов.
Журналистика является социально ответственной профессией, из этого и нужно выходить во время создания материалов, которые должны быть, прежде всего, правдивыми. Например, Кабинет Министров сообщает, что доходы украинцев растут, но при этом не вспоминает, что уровень валового внутреннего продукта падает и производство тоже, а это значит, что мы становимся беднее. Тогда журналисты должны говорить людям правду, что, невзирая на то, что государство отчитывается о росте доходов, мы становимся беднее. Вот это можно назвать социальной ответственностью в журналистике.
Просто информационные материалы, а есть материалы, которые, кроме ответов на вопрос: «Что? Где? Когда?», отвечают на вопрос: «Почему? Как?». Журналист должен смотреть глубже, находить истину и выносить ее на поверхность.
Елена ФРОЛЯК, главный редактор информационной службы канала ICTV:
— Мы стремились и стремимся выпускать респектабельные новости. И хотя с респектабельностью не все так хорошо — и общество, и мысли людей, и жизнь в целом далеки от респектабельности, приоритеты у нас остаются неизменными. Как и десять лет назад, самое главное для нас — это человек, его семья, здоровье, образование, мировоззрение. Несмотря на в целом другие тенденции «теледивлення» — людям все еще интересны пустые скандалы, дешевые разборки в шоу-бизнесе и криминал, мы последовательно «гнем» свою линию — пропагандируем общечеловеческие ценности. Именно поэтому у нас появилась рубрика «Бестселлер», и пусть сегодня люди все реже заглядывают в книгу — мы им будем рассказывать о мировых новинках литературы и о том, какие книги читает образованное человечество. «Факты» — убежденные сторонники здорового образа жизни, мы рассказываем не только о закрытых или залитых бетоном для парковок бассейны, но и о том, как жить здорово и продуктивно. Рубрика «Здоровье» — еще одна наша социальная ответственность.
Социально ответственными можно назвать те каналы, которые отдают эфир для социальной рекламы. Вспомните ролики россиян «Позвоните родителям» или «Берегите дружбу». Или же ролик, касающийся аварийности на дорогах «Переедешь на красный, пропадешь с белого». Помимо социальной рекламы на телевидении должны быть познавательные программы, интересные детские проекты, где украинские каналы «Культура» или «Mezzo»? Призвание телевидения — сделать человека лучше, образованнее, добрее и счастливее, пока не всегда выходит.
Журналист — это в первую очередь инициатива и интерес к жизни. Когда журналист перестает читать книги, смотреть фильмы, живет по принципу «лишь бы день до вечера», тогда журналистика умирает. Я постоянно призываю журналистов нашей редакции не быть безразличными к жизни и спешить делиться тем, что узнал и пережил. Журналист — это горение, это беспокойство, это постоянный нерв... Журналист должен любить людей и переживать за них, тогда социальная ответственность появляется автоматически.
Владимир ГОРКОВЕНКО, журналист программы «Факты»:
— Социальную ответственность на телевидении можно сравнить с социально ответственным бизнесом. О социально ответственном бизнесе можно говорить тогда, когда он бескорыстно помогает детским садам, беспризорным, детям-сиротам. На нашем канале тоже есть подобная практика. Когда есть определенная проблема, конфликт, которые касаются простых людей (а обычные люди в нашей стране являются наиболее незащищенным слоем), мы пытаемся правдиво их осветить. Если высокопоставленное должностное лицо попадает в ДТП и страдают люди, мы это показываем. От нас требуют, чтобы мы постоянно отслеживали такие темы. Для нас абсолютно нормальной является практика: если человек — неважно богатый он или среднего достатка — сделал что-то полезное для других, мы это показываем. С одной стороны, это может восприниматься как реклама, но если человек по своей воле на личные средства построил школу или детскую площадку, взял на свое содержание сирот или инвалидов, то о таких людях нужно говорить. Это и является проявлением социальной ответственности. Возможно, определенные темы не актуальны для всей страны, но если речь идет о чьих-то добрых поступках даже в пределах региона, мы говорим о них для того, чтобы этому примеру следовали другие. В нашем жестоком мире позитив не всегда замечается. Поэтому мы хотим, чтобы благодаря нашим новостям мир стал немножко лучше.
Я являюсь сторонником всеядности в журналистике. Сегодня я как политический журналист делаю материал на политическую тематику, а завтра я могу делать сюжет о детском садике или школе. Для профессионального журналиста такая вариация тем сегодня не должна составлять проблемы. Потому что на рынке труда ты становишься конкурентоспособным тогда, когда являешься универсальным солдатом. Но, в то же время, эта универсальность не должна вредить профессиональности. Тут есть определенный предел: можно быть универсальным, но нельзя быть универсальным во всем. Я могу действительно без проблем написать материал как на политическую, так и на социальную тематику, но мне будет трудно подготовить что-то на тему квантовой механики или высоких технологий. Поэтому всеядность должна ограничиваться определенным кругом вопросов, но позволять журналисту быть востребованным. С другой стороны, журналист должен уметь находить информацию. В последнее время в Украине наблюдается тенденция недостатка профессиональных журналистов-аналитиков. Сейчас в моде репортажный стиль — я услышал, увидел и рассказал. Но репортажный стиль не предполагает глубокого раскрытия темы. И мне жаль, что в Украине не развивается глубокая аналитика. В свое время украинская аналитическая журналистика зарождалась, но, к сожалению, этот формат оказался невостребованным. Сегодня в украинской медиа-среде существует проблема: если журналисту за тридцать и он всего лишь журналист, у него появляются комплексы, связанные с желанием получить какую-то должность. На Западе журналист после пятидесяти лет считается авторитетным, получает высокую заработную плату. У нас все с точностью до наоборот: ты можешь иметь аналитический склад ума, быть прекрасным специалистом, но будешь считаться никому не нужным старцем. Я не уверен, что сегодня в украинской журналистике, где развивается репортаж, но нет аналитики, происходят какие-то позитивные изменения. Потому что репортаж — это молодая журналистика, где работают люди, которые действительно кормят себя ногами. Поэтому я не уверен, что нынешняя украинская журналистика лучше, чем та, какой она могла бы быть и какой я хотел бы ее видеть.
Инна ШЕВЧЕНКО, ведущая программы «Факты»:
— «Факты» рассказывают о проблемах и помогают их решить. Мы не делаем акцент на политике, для нас приоритетными являются люди.
В каждом сюжете есть определенный предел толерантности. Одни каналы могут позволить себе показать труп человека, другие от этого отказываются, потому что должна присутствовать определенная человечность и уважение к зрителю. По моему мнению, особенно важно в новостях не переступать морально допустимые нормы.
Прежде всего, нужно, чтобы у журналиста было желание узнавать что-то новое. Журналистика базируется на горении журналиста. Само желание и интерес стимулируют создание чего-то уникального.
Виталий КОВАЧ, ведущий программы «Факты»:
— Приоритет у нашей программы один — это должно быть интересно нашему зрителю. В соответствии с этим мы выбираем темы. Если сегодня наш зритель интересуется курсом доллара, то мы говорим о курсе доллара. Каждый канал, разрабатывая информационную политику службы новостей, ориентируется на собственную целевую аудиторию с некоторым расширением пределов информационного влияния. Поскольку мы позиционируем себя как мужской канал, соответственно пытаемся говорить о том, что интересует наших зрителей. Кроме того, мы понимаем, что нас смотрят домохозяйки, пенсионеры, дети, поэтому учитываем и их интересы. Мы пытаемся избегать депрессивных новостей, показывать светлые стороны нашей жизни. Ведь мир не построен только на негативе — в нашей стране есть дети, есть трудолюбивые люди, есть прекрасные места.
По моему мнению, абсолютно социально ответственным телевидение не будет некогда. Его задание не воспитывать, а информировать. Мы говорим о том, что происходит в стране. И очень часто эти события имеют негативный характер. Поэтому наша социальная ответственность заключается в том, чтобы демонстрировать не только темные, но и светлые стороны жизни, сбалансировано подавать информацию, показывать зрителю альтернативу.
На мой взгляд, для журналистов важнейшие два качества — любовь к профессии и любознательность.
Марина ПЕТРОВА, репортер программы «Факты»:
— Мы пытаемся не только освещать текущие события, но и обращать внимание на тенденции. Мы также открыты к мировым событиям, чтобы зритель имел возможность не только узнавать факты, но и сравнивать тенденции в Украине и мире.
Для журналиста самое главное — знать своего зрителя и его приоритеты. Зритель «Фактов» — это человек среднего возраста, умный, активный, который интересуется не только Украиной, но и миром. Соответственно, журналист должен уметь найти то, что будет интересно его зрителю, обществу, стране, открывать что-то новое и предоставлять правдивую информацию о событиях.
Татьяна ГОРКОВЕНКО, руководитель корреспондентской сети:
— Кредо программы «Ближе к людям» остается неизменным. Любую проблему мы пытаемся освещать сквозь призму человеческих историй. Вместе с тем мы пытаемся говорить на те темы, которые интересны большинству наших зрителей. К сожалению, ситуация складывается так, что в нашем государстве накапливается много проблем. Конечно, мы рассказываем об этих проблемах, ищем людей, которые могут указать на пути их решения. Но не забываем, что зрителям хотелось бы узнать и о чем-то хорошем. Поэтому сюжеты о людях, которые делают хорошие, временами даже героические поступки, также приветствуются.
Как учили нас в университете, новости не должны ни к чему призывать и ни к чему подталкивать, новости информируют. А вот телевидение в целом должно быть таким, чтобы не бояться показывать его детям. Как маме, мне не хотелось бы, чтобы мой ребенок видел по телевизору кровавые сцены, программы, которые детально рассказывают, как организовываются преступления.
В первую очередь журналисту необходимо умение трезво оценить ситуацию, а также оперативность, потому что каналов много и между ними существует конкуренция.
Орест РЕБМАН, шеф-редактор программы «Факты»:
— При выборе тем мы среди всего прочего исходим из степени их важности для всей страны. Также по инициативе руководителя информационной службы Елены Фроляк наш коллектив пытается избегать кровавых тем, разве что если событие стало топ-новостью для всей страны. Что касается героев программы, то прежде всего мы показываем тех людей, которые чего-то достигли в жизни. Причем я имею в виду не только топ-политиков, которые и без того являются героями новостей. Это может быть обычный сельский человек, который обустроил свой домик, приглашает туда гостей и успешно занимается зеленым туризмом.
Социально ответственное телевидение прежде всего ориентируется и отвечает на потребности общества. Безусловно, не должно быть таким ТВ, которое в то время, когда дети возвращаются из школы, показывает жестокость и насилие. Если говорить о том, какими должны быть социально ответственные новости, то нельзя давать в эфир заказные материалы, сознательно переставлять акценты, идти на подмену принципов. Журналисты, работающие в информационных службах, не имеют права идти на компромисс со своей совестью.
Телевизионщикам важно уметь коротко и понятно выражать свою мысль, чувствовать новости и время. И, конечно, никто не отменял ответственности за то, что твое слово может вызывать определенные эмоции и побуждать к определенным действиям.
Алла КОРЧУК, редактор-координатор программы «Факты»:
— Подходы к выбору тем просты: нужно показывать то, что интересует людей, и при этом быть объективными. Конечно, круг тем широкий, ведь мы говорим и о политике, и об экономике, и о культуре.
Социально ответственное телевидение должно быть таким, чтобы с ним считались те, о ком оно в первую очередь рассказывает. Я имею в виду власть. Телевидение должно выступать своего рода регулятором отношений между властью и обществом, постоянно держать руководителей страны в соответствующем тонусе и стимулировать их быть ответственными перед народом.
Для журналиста особенно важно умение во всех событиях находить основное, понимать глубину происходящих процессов и быть объективным при освещении полученной информации.