«Украинская культура: есть ли она сегодня в Украине?» — так была сформулирована тема очередного выпуска программы «Толока» (Первый Национальный). Гости программы (в основном чиновники) пытались выяснить, что представляет собой украинская культура на данном этапе развития нашего общества. Участникам дискуссии тяжело было не спотыкаться на терминах, восприятие которых оказалось у каждого индивидуальным. Тема была достаточно тяжелой для обсуждения: почти половину эфирного времени гости пытались дефинициировать понятие «шароварщина» и определить — символ ли это украинской культуры? (Кстати, по результатам интернет-опроса, который провела программа, только 30% респондентов считают шаровары символом культуры.) «Мне кажется, что это постколониальный синдром, в основе которого лежит глубоко скрытое чувство собственной национальной неполноценности», — заявил один из гостей «Толоки» художник и писатель Лесь Подеревьянский. А Ольга Бенч, заместитель министра культуры и туризма Украины, сказала, что нельзя элемент, принадлежащий к определенному обряду, одежде, рассматривать в плане символичности или не символичности. Это просто элемент. «Но для того, чтобы общественность, в частности наша молодежь, знала, что этот элемент означает, необходимо демонстрировать целостность этой культуры, а то извлекается один элемент культуры и дается ему толкование... Следует показывать его в контексте культуры и тогда толковать», — добавила она.
В отличие от нее Руслана Лыжичко, певица, народная артистка Украины убеждена, что шаровары являются полноценным символом национальной культуры. «Более того, — заявила она, — вы увидите Руслану в шароварах и не удивляйтесь. Если мы говорим о «шароварщине» как о каком-то негативном факторе, то негатива и стереотипов в этом вопросе просто не может быть. А если мы говорим о стереотипах, то их нужно однозначно менять». (См. также материал «Как спасти шаровары от «шароварщины»? — «День», № 58, 7 апреля. — Ред. )
Проблемы украинской культуры обсуждались на украинском ТВ неоднократно. Часто вспоминают, например, малое количество украинских книг, приходящееся на одного украинца и тому подобное. Но вместе с этим существует немало учреждений, организаций, фондов, министерств, которых сегодня волнует культура. Почему же количество проблем в этой отрасли не уменьшается, а, кажется, наоборот? Как заявил Николай Жулинский, народный депутат Украины и глава Нацсовета по вопросам культуры и духовности, по заказу Президента Украины была разработана так называемая дорожная карта, то есть план действий на ближайшую и дальнейшую перспективу, где определены приоритеты, являющиеся сегодня очень важными для того, чтобы выйти из нашего сегодняшнего состояния, когда культура воспринимается как что-то вторичное.
«Вопрос «Почему мы в мире не представлены? Почему нас мало знают?» — как раз одно из главных направлений». Необходимо «все сделать для того, чтобы у нас был презентационный вид, механизмы трансляции культурных ценностей в мир, чтобы мы это вели как государственную последовательную политику. И поэтому нам не обойтись без очень важного момента — развития культурных индустрий», — подытожил он. По данным, предоставленным Николаем Жулинским, в Великобритании ежегодно прибыль от культурных индустрий составляет 112 млрд. 500 млн. фунтов стерлингов. В этих индустриях задействован 1 млн. 300 тыс. человек. Каждая развитая страна Европы получает до 30 % в государственный бюджет от экспорта культурной продукции. Тогда возникает вопрос: почему у нас культура не является экспортными элементом? Почему, если стопроцентно верно утверждение о том, что нам действительно есть что показать миру, мы не получаем от этого прибыль?. «У нас в стране путают два понятия: культура как релакс, отдых и культура как преображение, — считает народный депутат Украины Лесь Танюк. — Государство, к сожалению, поддерживает больше культуру развлекательную, а глубинную культуру, которая является превращением работы всех мастеров, государство считает личной проблемой творцов. Если государство изменит свою ориентацию на то, чтобы поддержать собственное искусство, а не просто культуру, то тогда у нас есть что показать». Конечно, государство играет определенную роль в формировании культурного лица нации, но Лесь Подеревьянский, например, считает, что «выяснять отношения культуры в контексте влияния государства ошибочно, потому что культура, к счастью, в демократических странах развивается без всякого отношения к культурным комитетам, к Верховной Раде и тому подобное, а если государство как-то влияет на культуру — то это Северная Корея. Есть культура, а есть культурная политика государства». Если говорить о негативах, то еще одним фактором в этом плане есть так называемая мода, то есть ее навязывание украинцу. «В Украине любят «крутить» ту музыку, которая в первую очередь уже прокручена в России, в частности в Москве, — убеждена Руслана Лыжичко. — Нам просто нужно научиться фанатично культивировать самих себя. Мы должны научиться потреблять свою культуру».
Конечно, проблема культурности значительно глубже и рассмотреть ее в формате одной программы слишком сложно. Возможно, несмотря на все нелады одним из утешительных факторов может служить хотя бы тот факт, что на вопрос «Считаете ли вы себя культурным человеком?» 83% опрошенных дали положительный ответ. Если это мнение разделяет большинство украинцев, то это уже свидетельствует об определенном самосознании, самоуважение, без которых говорить о какой-то национальной культуре было бы просто бессмысленно...