Накануне фестиваля «Країна мрій», который, напомним, состоится в эти выходные (10—11 июля) на Певческом поле в Киеве, «День» пообщался с некоторыми участниками события. Мы спросили музыкантов об их оценке фестивального движения в Украине, рецептах продвижения качественного музыкального продукта в неблагоприятной информационной среде, а также об украинских тенденциях в world music. Обо всем этом и о собственных новых проектах «Дню» рассказывают ФОМА (Сергей ФОМЕНКО), лидер группы «Мандри», который на «Країні мрій» представит новый проект «Фома/Украинский фолк-панк-шансон» и НЕДіля (Эдуард ПРИСТУПА), продюсер новообразованного музыкального фолк-коллектива «Астарта», который также выступит на фестивале.
ФОМА: «ПОПСОВОЙ ЗВЕЗДОЙ СТАТЬ ПРОСТО, ПРОБЛЕМАТИЧНО СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ НЕПОПСОВОЙ»
— За последние годы в нашей стране появилось немало мощных фестивалей преимущественно этнической направленности. Как вы оцениваете украинское фестивальное движение? Какое значение оно имеет для общества: это просто собрание любителей определенной музыки или нечто большее? Есть ли сейчас угроза его сворачивания?
— Украинские фестивальные начинания, на мой взгляд, являются положительным, правильным, своевременным и полезным процессом для нашей страны, которая вообще заинтересована в своем нормальном развитии. Важность фестов выходит за сугубо музыкальные рамки. Ведь все их задачи можно объединить понятием «культура». Хорошо, когда есть культурное движение и развитие, происходят разные культурные события. Именно это и обеспечивает в обществе обмен информацией и энергией. Хотя в последнее время, вероятно, угроза фестивальному движению увеличивается. Причины такой угрозы я усматриваю в содержательном качестве нынешней власти, в том числе того уровня культурного процесса, который она, возможно, будет вести. Любая страна начинается с культуры.
— Украинское информационное пространство заблокировано для качественной музыки: и радио, и особенно телевидение. Как в этом пространстве продвинуть качественный национальный продукт?
— Для этого можно использовать разные способы: фестивальную жизнь, весь набор интернет-ресурсов — YouTube, Facebook, Twitter и т. д., распространяя с помощью всех этих сетей интересный продукт. Так или иначе нормальные люди, от которых что-то зависит, это увидят, об этом узнают. Так можно расширять свою аудиторию. Уверен: артист, если он нормальный человек, не может зарабатывать деньги, играя на корпоративах какой-нибудь партии. Или он должен быть идиотом, которому все равно, лишь бы деньги были. Тогда мы говорим о других людях. Просто следует помнить, что смелым покоряются моря. Кто хочет, тот сможет.
— Сейчас в Европе фолк, или world music приобретает все большую популярность, объединяясь с другими стилями. А какова ситуация в Украине, какие тенденции сейчас в нашей фолк-музыке? Вписываются ли эти тенденции в европейские?
— Лично я организовал сейчас новый проект, который называется, по стилю музыки, — «Фома/Украинский фолк-панк шансон». Мы с успехом выступали в Финляндии, на Берлинском кинофестивале, в этом году — на кинофестивале в Каннах. Имеем хорошие заказы сугубо коммерческого характера. Недавно закрывали Holliday fashion week в Одессе, одиннадцатого июля будем закрывать фестиваль «Країна мрій». Есть много коллективов, которые активно и очень хорошо играют и развивают украинское музыкальное фолк-направление, отражающее характерные особенности нашей ментальности, народа, истории. Это имеет успех, и это хорошо. К тому же украинские фолк-тенденции абсолютно органично, вообще без всяких проблем интегрируются в европейское музыкальное пространство с его правилами и вкусами.
— Стиль вашего нового проекта вы сформулировали как фолк-панк-шансон. У ваших коллег из группы «Вася Club» музыка имеет направление шансон-панк-фолк. В чем разница этих стилей?
— Это не отрицание друг друга. Например, есть много классных музыкантов, которые играют блюз. Но все они играют его по-разному, что зависит от собственного опыта, личных предпочтений в отношении музыкальных инструментов, от избранного концепта. Такое разнообразие — это просто замечательно. Я, кстати, фанат «Вася Club» — прекрасной группы классиков украинской альтернативной музыки. Наши творчества — это разные вариации на тему, обусловленные разным восприятием, разными настроениями. Например, многие музыканты играют рок или панк. Но играют по-разному, так как это зависит от каждой конкретной истории, каждой конкретной личности. Если у человека есть что сказать, это прекрасно. Если таких людей десять — тем лучше.
— Украинские группы иногда перепевают старые русские песни: «ТІК» запел «Белые розы», вы — «Шаланды полные кефали». Это что, ностальгия по совку?
— По моему мнению, «Белые розы» — это коммерческий ход, чтобы расширить аудиторию, которая понимает только такую песню, сугубо коммерческий ход ради денег. Возможно, эта песня и нравится музыкантам, тогда это еще хуже. «ТІК» — хорошая группа, но этот их ход я не понимаю. Тем не менее такая штука очень индивидуальна. Например, очень простая история с тем, почему мы решили спеть «Шаланды полные кефали». Когда выступали на «Країні мрій» в Одессе, перед выходом на сцену мне захотелось выкинуть какой-то сюрприз. Просто-таки в гримерке пришло в голову, что неплохо было бы спеть украиноязычную версию этой песни. Тем более, что она хорошая, ее не надо путать с «Белыми розами», где нет интересной истории. В «Шаландах...» она есть, есть характер, есть реальный одесский колорит. Такие вещи я уважаю, отношусь к ним совершенно нормально. Для меня это не ностальгия по совку. Замечательную песню можно написать в самое плохое время, в самой плохой стране, а можно наоборот — жить в шикарных условиях и ничего не делать.
— Одна из ваших песен посвящена фильму Такеши Китано «Out rage». Каким образом японский режиссер появился в вашем фолк-панк шансоне?
— Очень просто. Это ведь творчество. Я очень люблю работы этого режиссера, он мне очень импонирует как персонаж, режиссер, актер. Меня просто преследовала идея этой песни: пришла мелодия, пришли первые слова. Через какое-то время я начал создавать сюжетную линию, словно маленький мини-фильм. Эта песня — своеобразная квинтэссенция киноидей Такеши Китано. Она могла бы озвучить какой-нибудь из сюжетов в фильмах мастера. Кстати, потом ее появление совпало во времени с нашей поездкой в Канны, где Китано представлял свою новую ленту. И для меня песня стала классным арт-ходом, арт-приколом. Так как все, что я делаю, для меня является творчеством. Можно легко стать попсовой звездой — проблематично стать звездой непопсовой. На сегодняшний момент я абсолютно без лишнего пафоса могу сказать, что, оставаясь самим собой, имею хороший успех, в том числе и коммерческий. У меня свой путь, и я исповедую свою философию. А эта философия — творчество в чистом виде. Это большая роскошь в нашей стране — заниматься творчеством и быть самодостаточным.
НЕДІЛЯ: «ЗАБЛОКИРОВАНО НЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, А МОЗГИ ЛЮДЕЙ: ОНИ ЛЕНИВЫ И НАПУГАНЫ»
— За последние годы в нашей стране появилось немало мощных фестивалей преимущественно этнической направленности. Как вы оцениваете украинское фестивальное движение? Какое значение оно имеет для общества: это просто собрание любителей определенной музыки или нечто большее?
— На самом деле фестивальное движение в Украине находится на очень низком уровне. И несмотря на то, что им занимаются сильные и инициативные люди, они не могут на своих плечах вынести все огромное бремя, чтобы поднять фестивальное движение на европейский уровень. И в первую очередь из-за того, что они очень часто не получают поддержки. Конечно, хотелось, чтобы фестивальное движение развивалось широко, находилось на международном, европейском уровне. Но для этого нужно еще дорасти.
Тем не менее, что касается тех фестивалей, которые недавно были созданы и сейчас продолжают существовать, — это «Мазепа фест», «Країна мрій». Это большой глоток воздуха для общества, позитивное явление. Но их очень мало, чтобы занять надлежащее место в музыкальном пространстве нашей страны.
— Есть ли сейчас угроза сворачивания фестивального движения?
— Могу сказать, что эта тенденция уже давно существует. Вот например, фестиваль «Червона Рута» раньше собирал довольно мощных непопсовых, негламурных исполнителей, которые действительно были интересными. Сейчас большинство фестивалей ставит перед собой другую задачу: состояться как мероприятие. Но опять-таки надо заметить, что сейчас не хватает поддержки с государственной стороны, нет финансирования. Поэтому фестивальное движение может умереть.
— Украинское информационное пространство заблокировано для качественной музыки: и радио, и особенно телевидение... Как в этом пространстве продвинуть качественный национальный продукт?
— Я думаю, что заблокировано не информационное пространство Украины, а мозги людей.
Да, обычно пространство диктует свои условия. Но для меня оно ничего не значит, ведь я ищу людей, я нахожу что-то новое и интересное в интернете. Да, было радио, но теперь я слушаю только диски. Да, было телевидение, но телевизор я выбросил еще шесть лет назад. Я смотрю нужную мне информацию в интернете на разных сайтах. Там достаточно много любой качественной музыки, и украинской в том числе. Поэтому я считаю, что прежде всего надо шевелить людей, а уже потом информационное пространство. Если люди выключат телевидение и радио, информационное пространство утратит свою силу. У нас музыка перестала быть музыкой, а телевизор — телевизором. Это стало фоном. Достаточно обратить внимание хотя бы на то, что на отдыхе люди не отдыхают в тишине, они все равно включают музыку на мобильных телефонах и смотрят телевизор. Им уже плохо без какого-то фона. А это уже не музыка, это видимость какого-то шума.
— Сейчас в Европе фолк, или world music, приобретает все большую популярность, объединяясь с другими стилями. А какова ситуация в Украине, какие тенденции сейчас в нашей фолк-музыке? Вписываются ли эти тенденции в европейские?
— Скажем так: в Украине ситуация с фольк-музыкой в глобальном плане никак не сложилась вообще. Хотя, действительно, она существует. К сожалению, у нас очень мало этноколлективов, которые играли бы что-либо интересное. В Европе сейчас популярно смешение разных стилей музыки с фольклором. У нас этого нет. В первую очередь из-за того, что у нас в избытке серая однообразная попса, которая забивает своими шлаками все пространство. Люди просто не обращают внимания на что-нибудь другое. У меня такое мнение: смешение стилей — это один из способов дальнейшего развития музыки. Ведь поп и рок уже давно были объединены. Кроме того, следует упомянуть об андеграунде. Что касается этно, то оно всегда было, есть и будет как интересный жанр. Музыкальный мир очень богат. Его можно использовать в разных направлениях. Поэтому смешение каких-либо стилей с этно дает музыканту новое дыхание. Именно поэтому я и занялся коллективом «Астарта».
— Скажите как продюсер: почему сегодня в украинской фолк-музыке остаются пустоты? Чего не хватает? В чем заключается уникальность коллектива на фоне уже известных этноколлективов?
— Моя главная цель — вывести девушек на профессиональный уровень. В нашей стране существует много пустот. Во-первых, потому, что существуют такие музыканты, которые считают себя большими этноколлективами, хотя на самом деле таковыми не являются. В любой музыке должна быть точность и чистота исполнения. Эти же музыканты не играют настоящее этно. Во-вторых, существуют неинтересные коллективы, которые имеют по десять-двадцать песен и уже ходят с высоко поднятой головой.
Теперь — о коллективе, который я продюсирую. «Астарта» ставит целью сохранение настоящего украинского этно. Кроме того, это внедрение украинской культуры во всех направлениях. Основное наше направление — фолк-рок.
Параллельно мы работаем над другим проектами, делаем миксы. В этом нам помогает известный украинский диджей Sergio Mega. Наша главная задача — продвинуть проект, чтобы он приобрел более массовый характер и наш продукт звучал не только на фестивальных площадках, но и в клубах.
Кроме того, сейчас я работаю над собственным достаточно интересным проектом, детали которого еще не разглашаются. Но могу сказать, что это не будет похоже ни на рок, ни на что-нибудь другое, но в этом проекте также будет присутствовать фолк.