«Кира Муратова — последний великий режиссер, вы со мной не согласны? Тогда назовите кого-то еще», — когда- то сказала сценаристка и актриса Рената Литвинова. Я ничего не сумела сказать в ответ, хотя возразить хотелось, слишком безапелляционным было утверждение. Но уже тогда, в середине девяностых, было очевидно, что в Украине есть только один по-настоящему интересный для ценителей киноискусства режиссер — одесситка Кира Муратова.
Фигура яркая и довольно противоречивая, впрочем, как и ее фильмы, она вызывает настоящий интерес в Европе и России (скажем, она частый и желанный гость на одном из трех крупнейших кинематографических событий — кинофестивале в Берлине). Между тем ее на протяжении всего творческого пути норовят «укусить» — уж слишком ее художественная позиция далека от желаемой чиновниками в прошлом и критиками в настоящем. О ее фильмах немало сказано и написано. Но сами фильмы способны сказать значительно больше. Они вызывают те самые неприятные эмоции и чувства, от которых людям свойственно дистанцироваться, они пугают и шокируют. Вместе с тем они и завораживают. В мифологическом смысле Кира Муратова — жрица Кали, великой и ужасной индийской богини смерти, встречи с которой никому не избежать. Кому-то из художников суждено смотреть в сторону света, а кому-то пристально вглядываться во тьму — следует помнить, что это две части целого. Это в большей степени касается фильмов, которые сняла Кира Муратова в последнее десятилетие. Многие из них по пятницам в вечернем эфире начинает демонстрировать телеканал СТБ: «Астенический синдром», «Чувствительный милиционер», «Увлечения», «Три истории».
На Киру Муратову обижаются за то, что мир ее фильмов слишком странен и мрачен, в нем нет здравого смысла. Да, это так. Впрочем, сама реальность зачастую тоже далека от здравомыслия и гармонии.