Фильмы чем-то похожи на людей: с одной стороны, они как будто все разные, а с другой — внешние формы, процессы развития, методы общения и реакции на раздражители довольно однообразны. И точно так же, как существует четкое определение четырех типов человеческого характера, кинокартины можно разделять по жанровой принадлежности. В общей массе не теряются только настоящие личности, а в потоке экранных лент их роль выполняют кинохиты — своего рода фильмы-личности, стоящие у зрителей на отдельной, любимой полочке. В последний месяц осени часть этого привилегированного собрания попадет в эфир «1+1» и станет достоянием программ «Империя кино» и «Аргумент кино». В реальном мире симпатии публики к продукции голливудского типа имеют вполне материальное выражение и принимают форму кассовых сборов. Фильм Дэниса Гаггенхайма «ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ДЕНЬ» в течение двух недель собирал лучшую кассу проката, продемонстрировав всему миру лояльность американцев по отношению к своим, пусть даже не самым благонадежным копам. Впрочем, популярность картины о полицейском, для которого не существует грани между законностью и коррупцией, объясняется не сюжетными коллизиями, а интересным дуэтом актеров Дензела Вашингтона, получившего за эту роль «Оскара», и Этана Хоука. Конечно, все современные многобюджетные проекты Фабрики Грез класса «А» ориентированы на успех, однако не все становятся таковыми. Зрелищным приключениям лос-анджелесского копа и его китайского коллеги — боевику «Час пик» — критики не прогнозировали особенного триумфа. И даже сами исполнители главных ролей Джеки Чан и Крис Такер не знали, чего на этот раз ожидать от публики. Но фильм сперва стал кассовым лидером североамериканского кинопроката, а затем на экраны вышел «ЧАС ПИК-2» и собрал в Америке грандиозную сумму в 190 млн. долларов. «По-моему, — говорит Крис Такер, — второй фильм оказался даже лучше первой части. Он получился смешнее, в нем больше действия и очень красивые натурные съемки, часть которых делалась в Гонконге». Помимо взрывоопасного дуэта Чана и Такера, еще одно бесспорное достоинство ленты Бретта Ратнера — участие «звезды» знаменитой картины Бернардо Бертолуччи «Последний император» Джона Лоуна и актрисы «Крадущегося тигра, притаившегося дракона» Чжан Цзыи. Впрочем, сам Джеки в отношении Цзыи выбор режиссера не одобрил. «Если бы я занимался кастингом, то не взял бы ее никогда», — признался он, так как считает, что на заметную роль нельзя приглашать известную актрису.
Российский режиссер Станислав Мареев тоже поступил наперекор убеждениям Джеки, но согласно голливудским стандартам — на единственную женскую роль лейтенанта ФСБ в своем боевике «РУССКИЙ СПЕЦНАЗ» он пригласил певицу Ирину Салтыкову. Сперва создатели думали, что в картине о борьбе российских спецслужб с террористами стрелять и выполнять сложные трюковые сцены за нее будут дублеры, но актриса сама со всем справилась. Ее напарники Игорь Лифанов, Андрей Федоровцев, Виктор Сухоруков и Владимир Турчинский тоже старались все трюки проделывать самостоятельно, но от по- настоящему опасных сцен их, конечно же, отстраняли. В чем сходятся все специалисты, так это в том, что оружие у киношных спецназовцев хорошее. Точнее, «оно не хорошее и не плохое, замечает продюсер и автор сценария Николай Суслов, оно настоящее. У американцев грандиозная «киношная» индустрия — она делает адаптированное оружие, которое стреляет адаптированными патронами. У нас такой индустрии нет, приходится брать настоящий автомат Калашникова и самим делать для него насадку для холостой стрельбы». Поэтому голливудские звезды имеют доступ только к имитации оружия, даже если главным объектом сюжета является старинный пистолет, как в боевике с участием Бреда Питта и Джулии Робертс «МЕКСИКАНЕЦ». Другое дело, что некоторым персонам мира кино такие ухищрения просто не нужны, они способны создавать незабываемые кинопроизведения без наличия оружия, склада боеприпасов и звезд мировой величины. «Чистые» картины непревзойденного мастера психологического напряжения Альфреда Хичкока до сих пор впечатляют даже закаленного «кровавыми мальчиками» зрителя. В ноябре поклонников «Аргумента кино» ожидают «ИССТУПЛЕНИЕ» и знаменитые «ПТИЦЫ», после которых, видимо, начнется новая волна птицефобии. Кто из современных режиссеров может похвастаться подобным влиянием на восприятие публики?