Недавно Всемирная организация интеллектуальной собственности, являющаяся одним из учреждений ООН, озвучила точную дату смерти бумажных изданий. В интервью швейцарскому изданию (кстати, до сих пор бумажному) Tribune de Geneve директор организации Френсис ГАРРИ заявил, что печатная пресса окончательно исчезнет до 2040 года, а в США даже раньше — до 2017 года. «Это эволюция, это ни хорошо ни плохо, это — неминуемо», — объяснил он. Аргументы профессора мало чем отличаются от аргументов многих других экспертов медиаотрасли: тотальная «интернетизация» общества, массовый переход медиа в виртуальную плоскость и более высокий спрос на книги и прессу именно на цифровых носителях. Впрочем, это не означает, что печатная пресса исчезнет как явление, скорее, она трансформируется. Почти за год до этого интервью известный футуролог и бизнес-стратег Рос Доусон, формулируя почти тождественный прогноз, так же говорил о трансформации печатных СМИ во что-то новое. Например, разработки в области гибкой электронной бумаги дадут возможность получить традиционную по форме газету, но с огромными возможностями.
О поиске бумажными СМИ новых форм существования говорили и на Четвертой ежегодной конференции издателей и распространителей прессы в Киеве. Директор по Европе компании AIM Group, автор первой в Германии книги о газетах и интернете «Газеты он-лайн: Новые пути к рекламодателям и читателям», автор первого в мире аналитического исследования о цифровых версиях традиционных газет, медиаэксперт Катя Рейфлер прогнозирует, что в ближайшие десять лет тираж печатных СМИ может сократиться на 50% и больше. Именно поэтому эксперт советует уже сейчас развивать свой «цифровой доход».
«Я не думаю, что печатная пресса так скоро умрет, потому что читатели до сих пор хотят ее читать. Однако со временем издатели просто не смогут себе позволить печатать ее. Уже сегодня мы наблюдаем сокращение количества выходов и снижение тиражей бумажных изданий», — рассказала «Дню» Катя РЕЙФЛЕР.
Эксперт советует издателям печатных СМИ уже сегодня пробовать себя и в цифровой отрасли. «Вы должны заботиться в первую очередь о контенте, о тех ценностях, которые вы даете читателям. Если ваше издание учитывает потребности и интересы своей аудитории, то люди будут читать вас на любом носителе — и на бумажном, и на электронном», — уверена госпожа Рейфлер.
Однако, с точки зрения эксперта, не очень удачен распространенный сегодня вариант, когда электронная версия газеты является точной копией бумажной. «Цифровой вариант должен отличаться от бумажного. Он должен ориентироваться на другие приоритеты и методы работы, быть интерактивным, уметь мгновенно вызвать интерес к себе, создать реакции, побудить к дискуссии. Также электронное издание должно быть чрезвычайно оперативным в вопросе подачи горячих новостей, в то время как бумажное может подождать и впоследствии глубже развить тему», — объяснила «Дню» Катя Рейфлер. Также, говорит она, издание должно иметь отдельные штаты журналистов для каждой из версий.
Дельные советы европейского эксперта в Украине будут иметь свои оговорки. Процент интернетизации здесь до сих пор незначительный по сравнению с европейскими странами, даже постсоветскими. Например, в Эстонии интернетизация приближается к 100%. А в Украине проникновение достигает около 35%. Понятное дело, что при таких условиях об окончательном переходе в сеть основных печатных изданий речь идти не может. И, судя по тем неутешительным процессам, которые происходят на рынке провайдеров (так сказать, не без участия государства), перспективы дальнейшей интернетизации не очень обнадеживающие. Чтобы достичь таких показателей, как в Эстонии, нужно содействие со стороны государства и понимание того, почему это важно. Интернетизация — это прозрачность, «проветривание» и демократизация. Готовы ли к этому власть имущие?