Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Где взять информацию о... Министерстве информации?

Как нужную идею о защите национального медиа-пространства превратили в скандал
5 декабря, 2014 - 13:02
Где взять информацию о... Министерстве информации?
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Где взять информацию о... Министерстве информации?
ОДНА ИЗ РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ВЫСТАВКЕ «100 ЛУЧШИХ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПЛАКАТОВ» / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

На этой неделе общество возмутила новая провластная инициатива — создание Министерства по делам информационной политики, которое в народе сразу окрестили «министерством правды» с оруэлловскими аллюзиями. Первым «выстрелил» Антон Геращенко, который в воскресенье на своей Facebook-странице, условно говоря, прощупывал почву общественного мнения. «Есть идея создать в структуре Кабмина Министерство по делам информационной политики. Главной его задачей будет защита информационного пространства Украины от российской пропаганды и контрпропаганда в России, на территории временно оккупированных территорий Донбасса и Крыма», — написал советник министра внутренних дел Украины. Сразу же добавил, что уже есть и кандидатура будущего главы министерства — Юрий Стець. Но вот что интересно — есть идея создать новый орган и уже даже есть его глава, однако нет конкретного понимания задачи и роли ведомства, к среде не было ни опубликованных положений деятельности министерства, ни общественного обсуждения, ни даже коалиционных договоренностей.

Есть вопрос и к тому, как именно продвигалась идея нового министерства. Буквально за одну ночь, а именно поздно вечером 1 декабря фракция «Блок Петра Порошенко» на своем заседании проголосовала «за» создание Мининформа, хотя, по словам Сергея Лещенко, днем фракция БПП решила не создавать Министерство по делам информполитики, пока не пройдет публичное обсуждение и не будут обнародованы полномочия этого ведомства, но «прибыл президент и заявил, что создание министерства — его политическое требование».

На следующий день в Раде Юрий Стець в довольно сжатой форме представил журналистам концепцию министерства в трех пунктах: «внутренняя коммуникация, противодействие информационной геополитической войне, которая на сегодняшний день продолжается с Россией, и налаживание структуры департамента, который будет заниматься информационной безопасностью, — в том числе киберпреступностью или DOS-атаками, которые идут из других государств на Украину». Собственно, из-за того, что никто не видел положения по новому министерству и не хотел голосовать за «кота в мешке», достаточно проблемно прошло голосование в парламенте за новый Кабмин — несколько раз депутаты «Самопомочі» обращались к спикеру, чтобы тот вынес кандидатуру министра информполитики на отдельное от «пакета» других министров голосование, или чтобы за каждого министра голосовали отдельно. Но в конечном итоге — 288 голосов «за» всех министров таки «пакетом», в котором был и Юрий Стець — министр без министерства. Именно из-за неопределенности положений Мининформа многие, имеющие отношение к медиа-сфере депутаты, не голосовали или «воздержались», а Мустафа Найем даже стал единственным «против». Уже в первом раунде новые депутаты оказались в ловушке коалиционных договоренностей и не смогли повести игру по своим правилам. Не сработал и принцип «физического вытеснения старых депутатов» — голосов молодой команды оказалось слишком мало, чтобы повлиять на решение. К сожалению, даже не всех своих коллег из медиа-сферы, не говоря уже о других депутатах, удалось убедить в ошибочности такого процесса создания нового конституционного органа. За основу и в целом «за» министров «пакетом» проголосовали: экс-журналист-расследователь Владимир Арьев, популярный Facebook-блоггер Виталий Чепинога, журналистка и общественный деятель Татьяна Черновол.

И только в среду, уже после избрания министра информационной политики, в Украинском кризисном медиа-центре состоялся круглый стол при участии Юрия Стеця с представителями новых депутатов — экс-журналистов, а также медиа-юристов и блоггеров. Тогда шесть депутатов впервые увидели проект положений министерства, который принес с собой Стець. По словам министра, этот проект он разработал еще в 2007—2009 годах и предлагал его тогдашней коалиции. Во время дискуссии депутаты обнаружили, что некоторые пункты... не отвечают действующему законодательству, а юристы отметили, что такие положения могут вызывать иски в Европейский суд по правам человека! В итоге имеем два-три дня на то, чтобы принять положение о Мининформполитики, а Юрий Стець говорит об опыте создания таких органов во Франции и Великобритании во время Первой и Второй мировых войн, и не говорит о конкретных толкованиях положений своего проекта, ссылаясь на то, что он устаревший. Нет никакой калькуляции относительно статьи расходов этого министерства в то время, когда в Украине дефицит бюджета составляет 63 млрд грн. Депутаты и профессиональные юристы сами предлагают помощь для устранения неточностей в проекте и не могут дождаться от министра ответа, когда же состоится обсуждение — вместо этого им предлагают «через «Громадське ТБ», блоги и соцсети донести это до общества». Кроме того, за эти же три дня Стець хочет согласовать положение с «международными коллегами». Выяснили только, что на аренду помещения Мининформ не будет брать больше средств из бюджета, потому что потеснит другие министерства. «День» будет следить за доработкой положений и утверждением окончательных функций ведомства, ведь проект в редакции 2007—2009 годов имеет много спорных моментов. По словам представителя Харьковской правозащитной группы Александра Павличенко, «это — плохая имиджевая история для Украины», а Светлана Залищук заявила, что «это — мегагигант, который заграбастал себе все функции информационной политики».

Однако журналист Виталий Гайдукевич на своей Facebook-странице выразил непопулярное мнение: «Вот государство разродилось идеей создать министерство, которое впервые (!) за 23 года существования государства Украина должно взять на себя ответственность за информационные интересы государства. И здесь вся патриотическая общественность Facebook, включая журналистов, взвыла — о ужас, министерство пропаганды». Идея создания настоящего национального пространства, разработки государственной информационной политики, отражения пропагандистских атак и продвижения единых проукраинских смыслов за рубеж — это то, за что ратует большинство из медиа-сферы, а некоторые даже последовательно и уже много лет продвигают эти идеи и формируют смыслы, однако не такими методами, которые предшествовали созданию Мининформа, и не с теми положениями, которые позволяют полностью узурпировать информационную сферу одной силе.

«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТОГО МИНИСТЕРСТВА — НА «БПП»

Николай КНЯЖИЦКИЙ, народный депутат Украины, член депутатской фракции политической партии «Народний фронт»:

— Мы встречались с Юрием Стецем во фракции. Главная задача, которую он видит, — противовес и защита от российской информационной войны. Он дал слово, что это министерство никак не будет влиять на независимые украинские медиа внутри страны. Но я считаю, что сначала должно было быть создано положение о министерстве, а уже потом мы должны были голосовать. Если бы этот вопрос ставился отдельно на голосование, я бы не голосовал. К самому Юрию Стецю я отношусь положительно как к специалисту и журналисту, но нельзя голосовать за то, чего нет. В правительстве были разные квоты. Юрий Стець шел по квоте «Блока Петра Порошенко», потому что это коалиция. Теперь ответственность за деятельность этого министерства полностью ложится на «БПП». Вместе с тем, положение о новосозданном министерстве должно утвердить правительство, и поэтому также есть ответственность правительства, чтобы это министерство не превратилось в «министерство правды». Однако сама координация информационной защиты и информация об Украине в мире нужна. Если министерство будет профессионально этим заниматься и будет на этом сконцентрировано, это будет позитивный момент. Если нет — будем делать все, чтобы не создать еще одного монстра, который занимается цензурой.

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ НЕ ДОШЛИ ДО КОМСОМОЛА»

Зураб АЛАСАНИЯ, гендиректор Национальной телекомпании Украины:

— Создание министерства происходит не прозрачно, и это не очень хорошо. Однако, насколько я понимаю, все это возникло внезапно. На публичной лекции Антон Геращенко озвучил свою идею, и Стець, хотя и не очень подготовленный, вынужден был отвечать. Нужно было сначала обнародовать и обсудить положение во всех кругах, а теперь так вышло, что Юрий оправдывается. Я бы видел его задачу в пропаганде, но лишь для иновещания, где очень необходима государственническая позиция, включительно с территориями, которые захвачены. Координация пресс-служб по всем министерствам — это точно не помешало бы, до сих пор мы получаем разные мессиджи из разных структур. Если они поддерживают разгосударствление и общественное телевидение — хорошо. Но есть опасность того, что если Юрий Стець выстроит крепкую систему, а затем он уйдет, то кто может возглавить и захватить, с какими целями будет использовать эту систему? Журналистское сообщество должно следить за тем, чтобы такого не случилось. Задача Мининформа — разработка системы государственной информационной безопасности, даже, возможно, тонкое выстраивание идеологии государства как таковой на протяжении многих лет. Если они раздобудут деньги на информационные программы — замечательно, мы же видим, какую систему выстроил за эти годы сосед. Главное, чтобы не дошли до пионеров и комсомола.

«РАБОТЫ МНОГО, А КТО В КАКОМ КРЕСЛЕ — НЕ СУЩЕСТВЕННО»

Олег НАЛИВАЙКО, председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины:

— Нерешенных вопросов в реагировании на современные вызовы в информационном пространстве много. Медленно проходят документы в министерствах и ведомствах: проект Стратегии развития информационного пространства и проект Доктрины информационной безопасности были подготовлены за три месяца, но так до сих пор и не приняты. Проекты законов, правительственных постановлений, в том числе из определенных приоритетов, согласовываются в ведомствах месяцами вместо недели по регламенту. Еще в мае были внесены предложения по расширению инструментария, среди них — подчинение Госкомтелерадио концерна РРТ, «Прессы Украины» — решений до сих пор нет. Мы запустили радиовещание на Россию и Крым, внесли изменения в формат УТР за счет мобилизации внутреннего ресурса. Однако нужно идти дальше. Необходимо создавать телерадиопродакшн, информационные центры для реагирования на информационную агрессию РФ. Полноценно влиять на информационное пространство захваченной террористами части Донецкой и Луганской областей. Работы очень много, а кто в каком кресле или без кресла — это не существенно.

Госкомтелерадио, кроме государственной телерадиовещательной сферы и информационной политики, занимается издательской сферой, книгоизданием, книгораспространением и вопросами доступа к публичной информации. Это почти сто государственных предприятий под управлением Комитета, и напомню, что этот орган государственной исполнительной власти прописан в Конституции. Поэтому после предания огласке Положения о Мининформе нужно обсуждать все аспекты принятого решения.

Анна СВЕНТАХ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ