Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Георгий Якутович. В кругу воспоминаний

Канал «Культура» представил фильм об украинском художнике
3 марта, 2011 - 20:59
ГЕОРГИЙ ЯКУТОВИЧ — АВТОР ИЛЛЮСТРАЦИЙ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ МНОГИХ ПИСАТЕЛЕЙ ИЗ УКРАИНСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПАНТЕОНА, В ЧАСТНОСТИ, КОЦЮБИНСКОГО, ГОГОЛЯ, ФРАНКО И СТЕФАНИКА / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ С САЙТА IVAN.AT.UA

На прошлой неделе состоялась премьера документального фильма-триптиха «Георгий Якутович. Графика. Кино. Круг» (режиссер — Тамара Бойко; операторы — А. Скудар, В. Грабенко; ГТРК «Культура», 2010).

Первые кадры ленты — любительская видеосъемка с выставки, посвященной 70-летию Георгия Вячеславовича. Художник отмечал свой день рождения 14 февраля... В этом году именно к этой дате приурочила показ и режиссер картины — Тамара Бойко. Впрочем, плотный график работы Дома кино помешал показать фильм своевременно.

Имя Георгия Якутовича, к сожалению, сейчас знают и чтят в основном люди, так сказать, зрелого возраста — те, кто вырос на фильмах «Тени забытых предков», «Захар Беркут», «Каменный крест»...

Тамара Бойко рассказала, что с Георгием Вячеславовичем виделась всего раз: в 1960-х, работая на Киевской студии телевидения (записей тогда не делали, беседы с гостями транслировали «вживую»). Георгий Якутович, получив приглашение редакции, пришел на встречу и всем, с кем ему довелось общаться, подарил свои графические работы.

Прошли годы. 30 мая 2010 года режиссер, приехав в Академию искусств, «натолкнулась» на выставку произведений Георгия Якутовича, посвященную Карпатам.

Тамара Бойко вспоминает: «Послушав воспоминания тех, кто знал и работал с художником, я поняла, что о таком человеке, как Георгий Якутович, стоит снять несколько программ, а не одну. К сожалению, в Государственном архиве кинофонофотоматериалов им. Пшеничного мы нашли всего несколько кадров из жизни Георгия Якутовича: те, где он работает за своим уникальным станком (я ввела их в фильм). Нам серьезно помогли работы, снятые в свое время по инициативе Академии искусств — цикл 20-минутных лент (в целом — 15 фильмов), посвященный академикам искусств Украины.

Впоследствии, обсуждая с Сергеем Якутовичем план съемок, я спросила, как лучше назвать третью часть? Он сказал: «Одиночество». Однако, чуть ли не каждый, кто заявил о своем желании сняться в передаче о Георгии Якутовиче, до и во время съемок это отрицал: «Да, графика, кино и... только не одиночество». В конечном итоге, третью часть мы назвали: «Коло». На протяжении пяти дней знойного лета 2010-го записывали тех, кому судьба подарила знакомство с Георгием Вячеславовичем. Удивительно, та работа в буквальном и переносном смысле проводилась «на наивысшем градусе»; фильм получился проникнутый любовью. Опираясь на воспоминания героев ленты, я почувствовала, как можно любить другого человека».

Георгия Якутовича, действительно, любили: и коллеги-художники, и кинематографисты, и актеры, и родные. В фильме его чествуют Юрий Щербак, Лариса Кадочникова, Сергей Тримбач, Юрий Ильенко, Сергей Якутович...

Как-то один человек упрекнул художника: «Чего ты за Стефаника взялся, нужно — за Шекспира!» (мол, Шекспир — вот Библия), и услышал в ответ: «А для меня Стефаник — Библия». Георгий Якутович, сознательно избрав ориентацию на украинскую культуру, прославлял его на протяжении жизни. Полуторачасовая картина никого не оставила равнодушным.

«Я воспринял Якутовича в студенческие годы (1970-е), знаком с ним не был. Однако уже в те времена я ощутил: то, что он создает как художник — не уходит бесследно, — вспоминает почетный президент НАУКМА Вячеслав Брюховецкий. — А во время просмотра понял, что национальная идея появляется тогда, когда люди понимают, что делает Георгий Якутович, Сергей Параджанов, а не тогда, когда слушают Анну Герман или Дмитрия Табачника».

Чуть ли не каждый, кто подходил к микрофону после просмотра, говорил о необходимости показа фильма в телеэфире Первого Национального. Впрочем, можно только надеяться, что его руководство не обойдет вниманием работу ГТРК «Культура».

«Во времена моего детства, летом наша семья снимала домик в Каневе, — вспоминает Сергей Якутович в фильме. — К нам тогда съезжались родственники и знакомые из Ленинграда, Киева, других городов, чтобы на варениках и сметане «отъесться». И как-то отец, увидев меня среди взрослых, подошел, схватил за руку и заявил: «Нечего из ребенка делать свинью!» И мы с ним пошли... Из Канева в... Коростень. Когда уставали или наступало время ночевки, останавливались в поле, ложились возле скирд. На всю жизнь я запомнил, как смотрел в те минуты в небо, наблюдая за орлиным полетом, и слова отца: «Тот, у кого есть крылья, не спрашивает разрешения летать».

Лилия БОНДАРЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ