Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Герой нашего времени»

Может ли украинский сериал завоевать российский ТВ-рынок
12 сентября, 2003 - 00:00


Король современного украинского телевидения — российский сериал. У него самые высокие рейтинги, прайм-тайм и всенародная любовь. Даже печатаются телепрограммки, где указаны только сериалы и фильмы. Этот жанр был специально создан для ТВ и максимально учитывает его специфику. Круто закрученный сюжет с продолжением крепче веревки привязывает внимание поглотителей историй. Мелодрамы, боевики, детективы сменяют друг друга беспрерывным конвейером, а актерам, которым посчастливилось попасть в это производство, гарантирована безумная популярность. Россия с богатыми кинотрадициями довольно легко овладела этой наукой и ныне может поспорить в количестве зрелищного продукта с Голливудом и индийскими кинематографистами. Почесав затылок, соседей бросились догонять украинские каналы.

Больше знает о сериальном производстве и его дальнейшей телевизионной судьбе руководитель информационно-аналитического отдела канала «1+1» Сергей ДЕМЬЯНЧУК.

— В России поставили на конвейер популярнейший телевизионный жанр и предлагают истории с продолжением на все вкусы. Можно сказать, и украинское телевидение обязано своим успехом российским сериалам?

— Посмотрим на сериалы сквозь призму рейтинга, а не жанров. С точки зрения производства, — действительно, Украина полностью загружена российскими сериалами. Если мы говорим о наиболее успешных национальных каналах «1+1» или «Интер», то основой успеха являются как раз сериалы. Понятно, что сериал — это очень удобный телевизионный продукт. Его преимущество в том, что он длительный, мелодрамы — в сотни серий. И поэтому его удачный показ будет гарантировать хороший рейтинг в течение определенного времени.

У нас есть два сериальных слота (время выхода) в прайм-тайме — это 20.00 и 21.15. Каждый канал выделяет определенное время, то есть определенный слот под сериалы, тем самым обеспечивая себе рейтинг.

— Есть ли какие-либо исследования о том, каким должно быть продолжение сериалов, сколько сериал может идти, когда должен закончиться? На что обращается больше внимания?

— В Западной Европе, в Штатах и даже в Латинской Америке проводят исследования во время съемок сериала. То есть, пока снимается и идет сериал, существуют пилотные фокус- группы. С их помощью определяется, что дальше делать с сериалом (останавливать его или развивать), уточняется поведение героев. Прежде всего, если рейтинг сериала начинает падать. Если это не количественная проблема — имеется в виду контрпрограммирование, когда на другом канале тоже сериал. А если нет особых оснований для падения рейтинга, определяются факторы, которые на это повлияли. Например, большинству населения не понравилось, что Луис Альберто бросил любимую, или наоборот. Или если зрители угадали, что будет именно так, им стало неинтересно. Постоянно должна быть зацепка для зрителя, чтобы ему было интересно смотреть. То есть основа этого «мыла» — постоянно делать повороты на 180 0 . Таким образом поднимают рейтинг сериала. И потом уже отслеживают, рейтинг пошел вверх или нет. Так начинают делать и в Росси, где производство вышло на серьезный денежный виток.

— Какой наиболее успешный сериал шел на вашем канале? Секрет успеха был рассчитан именно таким образом?

— На «1+1» это был сериал нашего производства — «Буржуй»: 25—27% рейтинг и где-то 60% доля зрительской аудитории. Затем «Менты». Поскольку они так долго уже идут, рейтинги там немного снизились — до 18—20%.

— Если мы смотрим российские сериалы, то живем их жизнью. И «1+1» этому содействует...

— Абсолютно. К сожалению, это как замкнутый круг. Мы — коммерческий канал, который живет исключительно за счет рекламы, и должны зарабатывать деньги на рекламе, для того, чтобы можно было выплачивать зарплату, вообще существовать. А зритель смотрит российские сериалы, смотрит намного лучше, чем какие-либо другие. Раньше в прайм-тайм стояли американские, например, «Уокер — техасский рейнджер». Когда появились российские сериалы, люди поняли, что их интереснее смотреть. Соответственно, американские сериалы не выдержали конкуренции и были сдвинуты или на ночь, или на день, или на утро. Если мы сейчас перейдем на украинский сериал, скажем, сделанный за небольшие средства, он не создаст той рейтинговой картины, которая нам нужна, он не заработает этого рейтинга. Поэтому мы не получим запланированных средств, не сможем делать другие, свои собственные, программы, выплачивать зарплаты и закупить какое-то более дорогое кино.

А почему нет украинских сериалов? России первой удалось создать, построить эту так называемую империю сериального производства, которую она успешно распространила и на территорию Украины. Можно говорить о том, что какая-то часть денег украинских рекламодателей отходит в Россию, чтобы купить этот же российский продукт. А украинский рынок будто стоит в стороне. На нем вообще ничего не происходит, так как на территории господствует российский сериал. Эта схема, торговая формула «покупатель— продавец» действует только на основе российских сериалов.

— А вот снятые за относительно небольшие деньги «Шел трамвай девятый номер» или «Мамай» пользовались определенным успехом.

— Это абсолютно ничего не значит, если речь идет о коммерческом телевидении. Чтобы сделать сдвиг на рынке, должен быть продукт, который в самом деле повлияет на расположение тех же рейтинговых сил в эфире. Один мультик не может этого сделать. И даже один фильм не может этого сделать. Если речь идет о телевидении, надо говорить о сериалах. Именно они будут составлять наибольшую долю в эфире и иметь влияние на сетку вещания. Пусть «Мамай» и будет пользоваться безумным успехом, но это не значит, что кто-то потом выделит средства на следующий такой фильм.

— Неужели нет обнадеживающих факторов?

— У нас растет рынок рекламы, и лучшими темпами, чем в Росси. Хотя все равно этих денег мало, чтобы как- то их аккумулировать, собрать и начать какое-то производство. Но все идет к этому. Благодаря долгому трудному сотрудничеству, опять-таки — с российскими коллегами, снимаем несколько сериалов. Но мы когда-то выйдем на те сериалы, которые будут воссоздавать исключительно украинские реалии, исключительно украинские проблемы — на украинском языке в том числе.

— А в России будут смотреть наши сериалы?

— Будут, если сериал будет хороший. Ведь действительно, мы же смотрим сериалы не из-за того, что они российские. Из последних вызвали фурор «Бригада» и «Две судьбы». В этой мелодраме сценарист сыграл на ностальгии по советским временам. Все математически рассчитывается. Сериал ориентирован на женщин в возрасте от 25—30 лет и старше, которые являются основными целями рекламодателей, так как они больше всех смотрят телевизор. То есть сериал создан для почти стопроцентной телевизионной аудитории. Речь идет о том, что люди потребляют сюжет. И украинцы должны предложить сериал с простым, хорошим и доступным сюжетом. Будет это и у нас так же делаться. Проблема, прежде всего, в деньгах. Если будут производиться сериалы такого же уровня, как, например, те же «Две судьбы», их можно будет запросто продавать и в Россию.

Другое дело, что производитель всегда должен учитывать адаптационные интересы. Так как он знает: на «1+1» я могу продать по 10 тысяч за серию, а на ОРТ — по 100 тысяч за серию. И сразу понятно, кто будет доминантой при написании сценария, — российский рынок. Где больше денег, на того и ориентируются. Поскольку украинский рынок менее денежный, он будет влиять меньше, даже если у нас уже появятся какие-то цели.

Но не думаю, что телевидение — какая-то политика русификации наибольшего влияния, даже несмотря на то, что этот год объявлен Годом России в Украине.

— Создается впечатление, что в последнее время мы не отдаляемся от России в плане телевидения, а наоборот, все больше с ней срастаемся. Господин Роднянский в интервью «Дню» (21.02.2003) говорил: «Украинское ТВ в целом на нынешнем этапе потерпело поражение». Итак, мы проиграли эту войну России?

— Не следует это воспринимать как войну. Просто так складывается ситуация: прогрессирует Россия, и мы идем вслед за ними.

Но выход есть. Это должно быть решение на государственном уровне. Франция как делает? Там, например, за два часа показа американского фильма канал обязан дать 15 минут собственного художественного продукта. Возможно, это не совсем демократично, но пример развитой демократической Франции, которая неистовствует, защищая свой язык и культуру, представляется положительным.

— А у нас?

— Минкульт вообще предложил такую схему, от который все за голову схватились. Решили, что канал должен не сам производить, а отдать деньги чиновникам. Едва ли такая схема реально заработает.

Телевидение сейчас в эконом-режиме. То есть существует подпитка за счет какого-либо зарубежного продукта. Но для того, чтобы ТВ вырвалось вперед, нужна исключительно государственная поддержка, какая-то регуляция. Как, например, с книгами — ведь издание книг на территории Украины теперь становится дешевле, чем на территории России.

— «Украинский брэнд», как иногда называют канал «1+1», в таких условиях только жалуется или уже что- то делает?

— Уже делает. Не знаю, насколько можно открывать эту информацию. На выходе — хороший художественный сериал режиссера Андрея Бручека. Мы снимаем исключительно украинские сериалы. И не дешевые, на скорую руку, а хорошие — с подбором хороших актеров, с хорошим сюжетом, по удачному сценарию.

Подготовила Екатерина ДЯДЮН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ