Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гигиена восприятия

Медиаграмотность как отдельную дисциплину вскоре будут преподавать для учащихся средней школы
20 декабря, 2019 - 13:15
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Об этом заявила министр образования Анна Новосад. По ее словам, эта компетенция будет включена в Государственный стандарт 5-9 классов Новой украинской школы, который презентуют в марте следующего года. О необходимости улучшения уровня медиаграмотности заявили и министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский и министр обороны Андрей Загороднюк.

Разговоры о потребности изучения медиаграмотности в публичном пространстве ведутся регулярно, но немногие знают, что в действительности такой курс уже активно включают в обучение школьников.

МИРОВОЙ ОПЫТ

В преподавании медиаграмотности мы далеко не пионеры. Западные страны развивали эти умения еще с 50-х годов прошлого века. А с приходом в жизнь людей каждого нового медиа только углубляли необходимые знания, рассказывает доктор психологических наук, член-корреспондент Национальной академии педагогических наук Украины Любовь НАЙДЕНОВА: «Не говорили о таком предмете только на поприщах бывшего Советского Союза, потому что тоталитарному государству не нужны медиаграмотные граждане. Неграмотными б легче манипулировать, навязать им фальшивое понимание мира, убедить в «альтернативных фактах», заверить, что нынешняя эпоха постправды заключается в том, что истина не важна, крутизна — в «фейках»-подделках».

Поэтому после обретения независимости соответствующий опыт заинтересовал и украинских научных работников.

ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ

Над исследованием информационного пространства государства ученые Национальной академии педагогических наук работали еще с 1994 года. Уже тогда они обнаружили, что демократическое развитие системы медиа в стране будет тормозиться из-за низкого уровня медиаграмотности населения.

Уже в 2006-2010 годах научные работники разработали экспериментальную социально-психологическую модель медиаобразования. Она предусматривала интегрированный курс для младшей и средней школы (где медиаобразование включено в программу изучения других предметов, например, истории или украинского языка) и отдельный предмет — «медиакультура», для старшеклассников. Также научные работники выпустили отдельное пособие «Медиакультура личности: социально-психологический подход». Но для того, чтобы начать обучение, необходимо было должным образом подготовить и учителей. Поэтому вместе с Академией украинской прессы положили начало медиаобразовательным школам, Украинскому медиаобразовательному консорциуму, ряду других проектов, которые помогли сформировать скелет медиапросветительского сообщества специалистов.

ДВОЙНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Поскольку начать с интегрированного курса не было возможности, ведь большинство учителей еще не владели необходимыми знаниями, потому сначала решили внедрить экспериментальный курс по медиаграмотности для учеников 9-х классов. Впоследствии его факультативно преподавали и в 10-х классах. Сначала эксперимент стартовал в 93-х школах в восьми областях Украины. В конце работы количество школ, которые приобщились, выросло до 152. Их учителя отметили и первые результаты, рассказывает Любовь Найденова: «По итогам диагностики в экспериментальных школах у учеников выросли показатели критичности мышления, развилось более глубокое отношение к миру медиа, они чаще проверяли источники информации, имели более регулируемые и сознательные медиапрактики».

В настоящее время специалисты положили начало уже второму эксперименту, в котором медиаобразование предлагают внедрять как курс, интегрированный к другим предметам.

УРОКИ НА ПРАКТИКЕ

В Першотравенской ООШ I-III №2 внедряют занятия по медиаграмотности еще с 2015-го. Как факультативный предмет ее преподают для учеников среднего звена. Как предмет по выбору          — для 3-4 классов. Заместитель директора и учитель Першотравенской школы Инна ИВАНОВА не только преподает этот предмет для учеников начальной школы, но и является соавтором программы «Я в медиапространстве», по которой работают и другие школы Украины.

Пани Инна объясняет: основная идея предмета заложена уже в названии. Авторы позиционируют ребенка как активного участника медиапространства. Они изучают, что можно делать с информацией и как функционирует медиапространство в целом.

«Мы начинаем с общих знаний об информации, — рассказывает Инна Иванова. — Это первые попытки передавать информацию, изобретения, с помощью которых развивались медиа. Когда ребенок понимает, что средства коммуникации совершенствуются, изменяются, чувствует себя причастным к этому процессу. Мы проводили и собственные эксперименты. Например, брали бумажные стаканчики, натягивали длинную нить и делали прототип телефона. Дети фантазировали, что можно сделать, чтобы звук передавался на более длинное расстояние, допускали, как может выглядеть телевидение в будущем.

Большая часть работы — это анализ готового медиапродукта. Мы брали рекламные ролики, мультики, видео и искали, что автор хотел нам сказать. Анализировали, нужно ли идти за мнением автора, стоит ли критически оценивать его слова. Также создаем и собственный продукт, например: делаем видеозаписи, учимся быть дикторами, журналистами. В среднем звене, к слову, более прикладные задачи. Они выпускают школьную газету, делают информационные посты, работают в школьной группе в «Фейсбук».

БЫТЬ ЛИ ОТДЕЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ?

Исходя из результатов эксперимента, эксперты Национальной академии педагогических наук Украины убеждены, что изучение школьниками медиаграмотности  — им только на пользу, объясняет Любовь Найденова: «По моему мнению, преимущества отдельного медиапсихологического курса «Медиакультура» в старшей школе являются неопровержимыми. Это площадка для групповой рефлексии подростками успеваемости собственного интегрированного медиаобразования, своего профессионального выбора через медиа, формирования гражданской позиции, совершенствования антистрессовых медиапрактик. Это все чрезвычайно полезно для становления мировоззрения молодежи и становится ресурсом решения неотложных проблем. В этом отдельном курсе по выбору подросток будет находить психологический ресурс и обобщать свой предыдущий опыт понимания медиа, мира, который представлен в них, своего места в этом мире и в будущем. Для разных профилей этот курс будет иметь совсем разное смысловое наполнение, но ресурсные психологические механизмы будут сохранены. Так мы построили обновленную для трех лет преподавания (9-11 классов) программу «Медиакультура», окончательное содержание которой учитель гибко формирует вместе с детьми».

Разделяет это мнение и исполнительный директор ОО «Украинский институт медиа и коммуникации» Диана Дуцик: «Я являюсь поклонницей отдельного предмета по медиаграмотности, который бы фокусировался на обучении детей критически воспринимать информацию из разных медиа, уметь ее анализировать, отличать фейки и дезинформацию. Думаю, если будет реализована идея министра культуры Владимира Бородянского — ввести ВНО по медиаграмотности — то придется обратиться к идее отдельного предмета по медиаграмотности. Хотя это не перечеркивает те наработки, которые уже есть в этом направлении».

И все же, как будет выглядеть будущий курс, кому его будут преподавать и в какой форме, в Министерстве образования пока не озвучивают.

Елена БЕРЕЖНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ