В то время, как большинство столичных журналистов уверены в том, что именно в Киеве создаются правила игры на медиа-рынке, далеко не в каждом из регионов дела в этом отношении обстоят столь уж безнадежно. Так, например, на юге Украины, в Николаеве, вот уже на протяжении восьми лет формируется своя — региональная — школа журналистики. А на основании каких принципов — можно понять из интервью, данному «Дню» директором николаевской Высшей школы прессы Глебом Головченко.
— Очень многие вузы, где обучение проводится на коммерческой основе, открывают у себя журналистские отделения, по-видимому, исходя из большой популярности профессии журналиста у молодежи. Вы же говорите о нехватке кадров для СМИ на юге Украины как о причине создания девятимесячных курсов по подготовке репортеров. Чем вы объясняете необходимость существования вашей школы, и чем она отличается от тех учебных заведений, которые лишь «зарабатывают» на обучении профессии журналиста?
— Для начала поясню. С курсов мы начинали, сегодня мы готовим бакалавров, то есть даем базовое высшее образование. Мы готовим специалистов для работы в региональных средствах массовой информации. Ситуация предельно простая: закончив Институт журналистки в Киеве, парень или девушка из села сделает все, чтобы не вернуться домой. Заработная плата в любом столичном издании на порядок выше, чем в родной многотиражке. Но ведь основа журналистики — это региональная журналистика. Вот на ее укрепление мы и работаем.
Что касается популярности профессии журналиста, то это миф. Мы ежегодно проводим исследования по структуре популярности профессий. И количество желающих избрать эту сложную и интересную специальность из года в год снижается. Чаще всего основные противники выбора — родители.
Кроме того, на мотивации молодых людей при решении вопроса «быть или не быть» журналистом сказывается отсутствие среди журналистов действительно популярных личностей. Алла Мазур, Людмила Добровольская, Мыкола Вересень — вот те, кого хотя бы знают знают молодые. А где же в этом перечне журналисты из печатных СМИ?
Школа прессы и телевидения вот уже второй год проводит в регионе Рейтинг народного признания, который призван определять самого популярного журналиста в той или иной отрасли журналистики. Опрос проводится среди выпускников средних школ области. Результаты прошлого года в номинациях «Пресса» и «Радио» не были подведены. Школьники просто затруднились назвать фамилии известных им журналистов (может быть, эта возрастная категория просто предпочитает телевидение? — Ред. ). Сегодня украинская журналистика переживает кризис. И одна из причин — отсутствие уважения в обществе к данной профессии.
— А как, по-вашему, можно улучшить качество подготовки специалистов для СМИ?
— Прежде всего, необходимо осознать, что систему подготовки журналистов, применяемую в Советском Союзе, нельзя было заимствовать независимой Украине. Ведь основа подготовки журналистов того времени — это обучение методам агитации и пропаганды. В современной демократической журналистике такие навыки — проявление дурного тона и крайнего непрофессионализма. Со временем репортерское дело должно технологизироваться. Чем быстрее все мы, пишущие, поймем, что мы не творцы, а ремесленники, тем быстрее украинская журналистика станет лучше. Да, она станет проще, но, значит, и понятнее для простых читателей, слушателей, зрителей. И тогда увеличатся тиражи газет, значительно возрастет аудитория у телевизионных каналов, наконец, появятся не только музыкальные радиостанции.
— А какие еще проблемы, помимо «дурной наследственности», по вашему мнению, стоят сегодня перед украинской журналистикой? И как может ваша школа участвовать в их решении?
— Помимо уже упомянутой проблемы отсутствия среди журналистов ярких, популярных личностей, еще одной проблемой, на мой взгляд, является отсутствие у некоторых журналистов понимания социальной роли репортеров как людей, которые призваны отображать жизнь общества всесторонне. Можно также отметить проблему запрещенных тем и, соответственно, скажем так, проблему неполноценного вещания, а также проблему финансовой зависимости наших СМИ.
Ну, а что касается непосредственного участия в решении этих проблем нашего учебного заведения, то мы пытаемся развивать журналистику на региональном уровне, пытаемся принимать участие в общеукраинской журналистской жизни и стараемся воспитывать в наших абитуриентов дух истиных журналистов.
У нас учат не свободе слова, а свободе мысли. Свобода слова без четкого понимания социальной роли репортера ничего не стоит. Сегодня мы слишком затрепали эту тему. И не хватает только принятия твердого решения обеспечить свободу слова, например, к 7 ноября!..
СПРАВКА «Дня»
Высшая школа прессы и телевидения (г. Николаев) была создана в 1993 году. Учитывая острый дефицит кадров для СМИ на юге Украины, Агентство полезной информации «ТЕТРА» создало девятимесячные курсы по подготовке репортеров. Позднее было создано отдельное юридическое лицо (соучредителем школы стала также николаевская телекомпания «Телеком-1»). С 2000-го года школа готовит бакалавров информационной деятельности; работает и заочное отеделение, которое осуществило уже два выпуска. На базе школы создан научно-исследовательский Центр профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования Академии педагогических наук Украины. Дипломы Высшей школы прессы и телевидения принимаются во внимание при оценке кадрового потенциала той или иной телекомпании в ходе лицензирования (школа входит в состав высших учебных заведений, сертифицированных Национальным советом Украины по телевидению и радиовещанию).