Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Гордость страны» — плюс. Технология — минус

21 апреля, 2011 - 20:35
АНДРЕЙ ЖОВТОНОГ ПРИЗНАН НАРОДНЫМ ГЕРОЕМ 2010 ГОДА. «День» ПУБЛИКОВАЛ ТРОГАТЕЛЬНУЮ ИСТОРИЮ БРАТЬЕВ ЖОВТОНОГОВ В НОМЕРЕ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Ну что, казалось бы, может прибавить ложку дегтя к такой благородной, трогательной и переполненной гуманизмом акции, как «Гордость страны», которая чествует чрезвычайные поступки обычных людей? Ведь это одна из очень немногих (если не единственная) громких украинских премий, присуждение которой никогда (с 2003 года!) не сопровождалось позорными слухами или коррупционными скандалами. Более того, телетрансляция этой акции, которая традиционно проходит по инициативе Виктора Пинчука и которую поддерживают газета «Факты» и «Новый канал», устанавливает планку человечности, благодарного отношения, внимания к человеку и наилучшему в нем, для всего украинского телевидения.

В телеверсии «Гордости страны-2011», которая будет транслироваться в эту субботу в 22.00, посреди традиционных крайне трогательных картин, действительно достойных, хотя и малоизвестных, людей и влажных от слез глаз вы увидите лицо Леонида Кучмы, которого накануне, скорее всего, видели в новостях на фоне Генеральной прокуратуры. Ничего странного, ведь инициатор премии — зять Леонида Данииловича. И, если раньше никакого ощущения неудобства относительно появления экс-президента на подобных акциях публика имела право не чувствовать, то теперь Леонид Кучма — человек, протии которого возбуждено уголовное дело, а пленки Мельниченко известного содержания приобщены к делу в качестве доказательств, а значит признаны следствием аутентичными.

Одно лицо — и во всем, что происходит на сцене и в зале, уже ощутим другой, очень неуверенный и вовсе не гуманный контекст. Ведь и лауреаты награды, и члены общественного совета, которые ее присуждают (а среди них такие личности как Андрей Курков, Мирослав Попович, Нина Матвиенко), и в целом идея премии выглядит как... технология в рамках кампании защиты Леонида Кучмы, которая разворачивается на наших глазах. Ни для кого не секрет, что в настоящее время экс-президента всячески пытаются, так сказать, поместить в иной, значительно более благоприятный, чем дело Гонгадзе контекст — артистов, академиков, в конечном итоге, «чрезвычайных поступков обычных людей». И почти никто не чувствует по этому поводу морального дискомфорта. Никаких публичных рефлексий мы не услышали и от политиков, которые присутствовали на вручении, в частности, Арсения Яценюка и от братьев с мировым именем — Кличко.

Как реагировать на действительно благородное дело, к которому «цепляют» одиозных персонажей? И кто, как говорила в интервью «Дню» Мария Матиос, должен был бы быть звонарем опасности в общество, которое еще не научилось дискутировать по поводу таких тонких, а в то же время жизненно важных для него вещей? Это еще раз доказывает, что общество нуждается в моральной очистке и латании дыр в матрице представлений об адекватности и пределах допустимого. Очень метко заметила в своем интервью российскому «Радио «Свобода» белорусская писательница Светлана Алексиевич: «Свобода оказалась сложнее, чем мы думали». Хотя говорила писательница о взрыве в минском метро, но, так или иначе, речь идет о задаче сохранить в человеке Человеческое. И эта задача особенно актуальна на постсоветском пространстве.

Еще одно тому свидетельство — моральная коллизия вокруг благотворительного проекта фонда «Федерация» в России, который, собрав средства на вечере при участии Шерон Стоун, Алена Делона, Микки Рурка, Жерара Депардье, где даже Владимир Путин сыграл на рояле и спел, вдруг растворился. Благотворительный фонд предложил больным детям «Поверить в мечту», рассказывает «Новая газета». Те, вместе с родителями и врачами, поверили и — ничего. Скандал начался после того, как одинокая мать больного ребенка написала письмо президенту России. «Прошло три месяца. Ни денег, ни помощи, ни фонда», — говорилось в письме. Президент на письмо не ответил, но после бойкого обсуждения этого инцидента в медиа на счета трех российских больниц внезапно поступили огромные средства. Врачи этих медицинских учреждений, конечно, очень снисходительны в своих комментариях, главное для них — то, что теперь они могут приобрести необходимое оборудование для лечения детей. Впрочем, с точки зрения журналистов, вся эта благотворительная история выглядит далеко не однозначно, невзирая на позитивный, казалось бы, конечный результат. Так же неоднозначно все и в случае с благородным делом инициаторов «Гордости страны».

Словом, в тот вечер Леониду Данииловичу стоило остаться дома.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ