Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Государство уходит через два года

10 марта, 2005 - 19:34

Президент поручил правительству и вице-премьеру по гуманитарным вопросам Николаю Томенко сформировать рабочую группу, которая разработает программу постепенного разгосударствления СМИ, рассчитанную на два года. Об этом Виктор Ющенко сообщил на прошлой неделе в Киеве во время обсуждения с председателем Национального союза журналистов Игорем Лубченко проблем информационной сферы.

Дискуссии о разгосударствлении СМИ в Украине идут давно. Представители коммерческих СМИ нередко воспринимают государственные и коммунальные как «паразитов», висящих на бюджете. Причины понятны — неравная конкуренция, гарантированное финансирование со стороны государства. С другой стороны, и аргументы представителей государственных СМИ выглядят убедительно. Особенно если речь идет о районных газетах: аудитория ограничена, рекламодателей очень мало, и в случае разгосударствления большая часть этих изданий просто погибнет. Но, похоже, разгосударствления не избежать. Игорь Лубченко уже передал Президенту предложения по упомянутой программе. В. Ющенко считает, что важно также решить вопросы о передаче в собственность редакций государственных и коммунальных СМИ и изданий, расположенных в помещениях бывших партиздательств, имущества, которым пользуются эти редакции, поскольку все в основном заработано журналистским коллективом. «День» предложил прокомментировать проблему обеим сторонам.

Григорий ШВЕРК , вице-президент ЗАО «Украинский медиа-холдинг»:

— Тему разгосударствления СМИ уже давно поднимает Украинская ассоциация издателей периодической печати (УАИПП). Ею был подготовлен соответствующий законопроект, который находится на рассмотрении парламентского комитета по свободе слова. Основная мысль разгосударствления — это создание равных рыночных условий для средств массовой информации. А если государственные или муниципальные органы хотят общаться с гражданами, они легко могут пользоваться возможностями существующих независимых изданий, это будет значительно дешевле и эффективнее, чем тратить бюджетные деньги на собственные СМИ. То, что Президент в принципе озаботился этим вопросом, — положительный фактор. Постепенность разгосударствления должна быть определена после проработки вопроса с учетом тех опасений, которые высказаны Президентом. Очень правильной считаю идею создания Совета по информационной политике при Президенте. При этом власти нужно организовать постоянное взаимодействие не только с журналистским сообществом, но и с издателями, владельцами СМИ, создавая нормальные законодательные условия для этого бизнеса, поддерживая отечественного производителя-издателя. В этом взаимодействии можно будет рассматривать и рационально разрешать все вопросы отрасли, включая разгосударствление СМИ, вопросы свободы слова и ответственности журналистов, экономической самодостаточности СМИ. Такое сотрудничество может стать очень полезным для всех его участников и послужить становлению действительно независимой, ориентированной на читателя прессы.

Николай ИВАНЦИВ , редактор районной газеты «Воля народу» (г. Буськ, Львовская область):

— Сегодня районные газеты самостоятельно не выживут и могут исчезнуть. Поэтому поспешность может вызвать определенные непредвиденные процессы: например, газеты если не исчезнут, попадут под крышу определенных политических партий. Думаю, что на базе районных газет можно было бы сделать общественные газеты для районов. Как мы говорим об общественном телевидении в пределах Украины, так стоило бы задуматься и об общественных газетах в пределах района, чтобы они следовали объективизму и не выражали только позиции определенных политических партий. Ведь районные газеты имеют свой журналистский опыт, это, как правило, — не желтая пресса. И в момент социально-экономического перехода нужно предусмотреть, чтобы такие издания имели возможность работать. Например, сейчас, незадолго до парламентских выборов, нужно вносить поправки в закон Украины о выборах, которые бы позволили и районным газетам заработать на политической рекламе и делать себе имидж не апологетов власти, а иметь возможность печатать материалы и других политических партий.

Подготовила Юлия КАЦУН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ