В Украине разрабатываются правила взаимодействия между третьим сектором, СМИ и спонсорами — так называемый «кодекс грантоеда». Одна из первых попыток формального выяснения отношений между грантодателями и их ресурсными «потребителями» была предпринята во время очередного заседания Медиаклуба, которые традиционно проводятся Центром медиареформ при Киево-Могилянской академии.
К инициативе обсудить потребность привлечения грантов в Украине приобщились большей частью только представители заинтересованной стороны — неприбыльные негосударственные организации, которые, как известно, существуют на дотации отдельных учреждений, бизнес-структур и, как предусмотрено законодательством, не могут оказывать услуги и зарабатывать деньги. Заинтересованность в дискуссии также проявили редакторы государственных и коммунальных региональных изданий, коллективы которых подняли панику после заявлений представителей власти о необходимости разгосударствления СМИ. Так, например, с разговора с главным редактором газеты «Собеседник Измаила» (Одесская область) Сергеем Лузановым стало вполне очевидно, что после разгосударствления СМИ, если такое, конечно, произойдет, газеты, которые подчинялись государственным или коммунальным учреждениям, чтобы выжить, намерены участвовать в состязании за иностранные гранты. Другой вариант выживания для этих газет — выйти на самоокупаемость благодаря рекламе — мало обнадеживает редакторов. Ведь рекламный рынок таких городков, как, например, Буськ или Измаил, по сравнению с областными центрами и тем более со столицей слишком мал, чтобы он позволил крепко держаться на ногах газете, редакционному коллективу и так далее. В то же время, как уверяют ведущие столичные рекламисты, рекламный бизнес-план ведущих отечественных компаний, начиная от оператора мобильной связи и заканчивая производителем напитков, всегда предусматривает подачу имидж-информации и других видов рекламы в перечне газет с названиями наподобие «Червоний комунар» или «Вісник Зміївщини». К тому же, по данным Госкомтелерадио на 2004 год в Украине было зарегистрировано 262 государственных и 885 коммунальных издания, и, очевидно, грантов, тем более зарубежных, на всех не будет хватать.
В то же время, согласно различным подсчетам Украина ежегодно получает около десяти миллионов американских долларов «на поддержку собственной демократии». Однако грантодатели — люди капризные. Вчера они дали деньги на развитие того или иного медиапроекта, а завтра прекращают финансирование. Яркой иллюстрацией этой политики может стать история проекта «Громадське радiо», о закрытии которого «День» уже писал (см. №32 от 23 февраля 2005 года). Поэтому эксперты «круглого стола» почти единодушно решили: отечественным «грантоедам» следует смещать внимание с западных грантов на внутреннее финансирование через поиск точек соприкосновения реального сектора с третьим сектором и СМИ. Вторая новация, предложенная на рассмотрение широкой общественности, — финансирование не конкретных СМИ с их редакционными коллективами, а предоставление грантов под отдельные проекты. Еще одной альтернативой для СМИ может стать налаживание системы предоставления льготных кредитов. Однако все это — в будущем. А ныне же, как заверил корреспондента «Дня» помощник атташе по вопросам информации посольства США Олег Пастухов (а, как известно, Америка — основной грантодатель в Украине), американские грантодатели предоставление грантов и проведение конкурсов для украинских СМИ в ближайшее время прекращать не собираются, а наоборот, будут только расширять свою деятельность, в частности, больше ориентируясь на регионы. Кроме США, в Украине действуют и другие благотворители, в частности европейские, а также российские. Однако, по мнению медиаэксперта Сергея Дацюка, российские гранты действуют в Украине непрозрачно. По его словам, рядом с западными грантами должны появиться российские гранты, которые переведут отношения с Россией в прозрачное русло. Ведь сумма гранта и цели должны быть априори публичными. Государство, считает господин Дацюк, должно постоянно держать руку на пульсе зарубежных грантодательских инициатив, чтобы цели, которые заявляют иностранные владельцы, совпадали с собственной стратегией Украины. В то же время, руководитель пресс-центра медиацентра «Кандидат» Дмитрий Крикун отмечает, что рынок грантов в последнее время весьма сузился (а он знает об этом по собственному опыту). И это обстоятельство заставляет грантопотребителей готовиться к работе по новым правилам. Ныне наиболее успешные проекты, исчерпав свой грантовый ресурс, направляются за деньгами на новые рынки, в первую очередь — к украинским бизнесменам. Однако председатель правления Независимой ассоциации телерадиовещателей Татьяна Лебедева отметила, что, финансируя СМИ «на три копейки», инвестор будет пытаться получить от этого удовольствие «на миллион долларов». Поэтому надежды на финансовое обеспечение со стороны отечественных коммерсантов при отсутствии соответствующей культуры такого финансирования являются весьма преждевременными. Тем более, что сегодня такие инициативы со стороны бизнесменов не поощряет налоговая система. Именно поэтому потенциальные украинские филантропы не в состоянии щедро раскрыть собственные кошельки, даже при большом желании. А если такое желание и есть, то возникает встречный вопрос: зачем бизнесмену газета? На Западе, в частности в Великобритании, финансирование печатного органа дает его содержателю «путевку» в высшие слои общества, бизнесмен становится частью элиты. Тем более, что издателю регулярно выделяется собственная страница, где он может высказывать свое мнение по любому вопросу, который его волнует. Есть и другие альтернативы. Ведущий эксперт Центра медиареформ Лилия Поберезька указывает на успешный опыт финансирования британской газеты «The Guardian», которая параллельно издает большой по объему рекламный журнал о продаже автомобилей, что и приносит ей основную прибыль. Ведь, по мнению госпожи Поберезькой, само по себе общественно-+политическое издание не может быть бизнесом.
Подытоживая, эксперты «круглого стола» разработали несколько ориентировочных стратегий для тех СМИ, которые стремятся не просто выживать, а занять свою нишу среди отечественных масс-медиа.
Путь первый и наиболее экстремальный — стать неприбыльной организацией, чтобы иметь право получить грант.
Путь второй и наиболее рискованный — стать прибыльной организацией, чтобы получить право на льготный кредит (такая система только начинает формироваться в Украине).
Путь третий и в обозримом будущем малореальный — ждать приезда «принца»-бизнесмена на белом «Мерседесе», который и спасет весь редакционный коллектив от финансового обнищания, ничего не требуя взамен...