Отзыв на статью Сергея Грабовского «Украинская интеллигенция: горе от ума и от... грантов».
Без интеллигенции, интеллектуальной элиты невозможно представить гражданское общество.
А именно гражданское общество имеет четко структурированный характер — образуется из институтов гражданского общества, основу которых составляет средний класс.
Средний класс — это больше моральная, нежели экономическая (материальная) категория. Человек может не иметь заметного богатства, но быть независимым духом и, обычно, экономически самодостаточным. И наоборот, теневая экономика не способна рекрутировать средний класс, а у нас такой больше половины. Мерилом гражданственности является отношение к формированию бюджета, то есть уплаты налогов. Наши граждане «суррогатные», за исключением разве что предпринимателей. И то из них какая-то часть не платит налоги (в «тени»), другая («упрощенцы») платит несправедливые (символические), еще какая-то (большой бизнес) избегает налогообложения через оффшоры, и только мизер («патриоты») платит «по обух». Догадываюсь, что между первыми тремя группами существует негласная согласованность, в силу которой большой бизнес и формирует власть. Потому-то граждане безразличны к выборам и власти. Чтобы активизировать гражданственность, необходимо ввести прямую (а не через бухгалтерию предприятий) уплату гражданами подоходного налога, а одновременно ввести налог на их имущество. Тогда граждане будут интересоваться, кто и как тратит их взносы (то есть бюджетом). Что интересно, по такому принципу функционируют западные демократии, но у нас этого «не замечают».
Можно ли отнести к среднему классу «реестровых интеллигентов», по высказыванию автора статьи?
Имеем в виду так называемых бюджетников — врачей, преподавателей, служащих — всех тех, кто работает в государственных учреждениях и зависит от начальника — чиновника. Теперь по количеству университетов — национальных и просто — мы впереди всей Европы. Но таковыми они не являются по элементарному признаку — наличию самоуправления, ректоров все-таки назначает министр (нынче пресловутый Табачник). Итак, научная интеллигенция — это движущая сила гражданского общества, связанная по рукам и ногам.
Демократия срабатывает тогда (во время свободных выборов), когда рядовое большинство выбирает тех, кого хочет (и выдвигает) интеллектуальное меньшинство.
В настоящее время этот принцип подменен популизмом и подкупом большинства, а интеллектуальное меньшинство пассивно, так как ни на что не влияет (не делегирует следовательно своих представителей на избираемые должности).
Это надувательство избирателя становится возможным потому, что передовые граждане (интеллигенция — средний класс) не объединены в действенных институтах гражданского общества. Каждый сам по себе — личность!
Церковная община, как еще один мощный институт гражданского общества, тоже не играет никакой роли в силу иерархического и часто авторитарного ее построения (в частности, в православии, независимо, то ли это Киевский, то ли Московский патриархат), заигрывания с властью и «денежными мешками».
Много говорили об общественном телевидении, радио, прессе. Но не появляются они, потому что нет самого гражданского общества!
Поэтому важным является внесение в «Государственную программу экономического и социального развития Украины на 2012 год», обсуждаемой сейчас, раздела о развитии гражданского общества. Ежедневно нужно по кирпичику его творить — принимать участие в диалоге: власть — институты гражданского общества.