Телевидение остается безусловным лидером в поставке новостей населению Украины. Три четверти (76%) украинцев узнают новую для себя информацию о последних событиях в своем регионе, в стране и в мире, смотря общенациональные телеканалы. Такие данные получили исследователи трех ведущих социологических компаний Украины во время проведения опроса в конце лета — в начале осени.
По данным другого исследования, телезрители хотят смотреть по ТВ или практические советы «где взять деньги», или хотят просто отдохнуть от своей тяжелой жизни.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ №1
Общественное мнение жителей Украины изучали с 30 августа по 9 сентября 2018 года три исследовательских центра — Киевский международный институт социологии, Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова и Центр социальных и маркетинговых исследований SOCIS. Социологи опросили 10005 респондентов в возрасте от 18 лет, то есть избирателей.
Главным фокусом исследования были, конечно, рейтинги политических сил и потенциальных кандидатов в президенты. Но одним из блоков вопросов, которые исследователи задавали респондентам, были вопросы относительно каналов получения информации. После изучения полученных результатов стало понятно: телевидение остается общенациональным поставщиком новостей №1. Причем, что интересно, отказались от ответа или не знали, что сказать, только 1% участников опроса.
Вот как ответили респонденты на вопрос «Скажите, из каких источников информации вы обычно получаете для себя новую информацию, новости о последних событиях в жизни мира, Украины, своего региона и т.д.?» (%)
Впрочем, в Киеве картина несколько другая. По популярности среди жителей столицы интернет уже почти догнал телевидение: популярность ТВ как поставщика новостей в Киеве составляет 65% (самый низкий показатель по стране», онлайн-ресурсов — 60% (самый высокий показатель по стране).
Понятно, что именно из-за популярности интернет-ресурсов как источников информации среди киевлян и ниже, чем в целом в государстве, популярность теленовостей, столичные эксперты очень любят пренебрежительно относиться к ТВ, и даже говорить, что «его теперь никто не смотрит». Смотрят, еще и как.
КТО ЭТИ ЛЮДИ?
Кто именно продолжает смотреть телевизор? Кто эти люди? Что они хотят там увидеть?
Некоторое представление относительно аудитории ТВ и запрос людей относительно содержания программ предоставляют результаты изучения телевизионной аудитории и телевизионного контента, которое проводит телеканал «Украина». Презентация исследования состоялась на панельной дискуссии «Вишлист украинских вещателей» 17 сентября в рамках международного форума Kyiv Media Week.
По данным исследователей, половину всех телезрителей в стране — 49% — составляют люди, которым хватает денег только на еду и одежду, а большие покупки делать сложно. Этим объясняется популярностью телепрограмм, включая сюжеты в новостях, которые рассказывают об экономике и финансах или предоставляют советы, как сэкономить или как заработать.
В целом, по данным исследований телеканала «Украина», украинцы больше всего боятся невыплаты зарплат и безработицы, на втором месте — рост преступности, на третьем месте — нападение внешнего врага. Отсюда и приоритеты телезрителей, и, как следствие, соответствующая ранжировка тем в новостях, информационных передачах и ток-шоу.
Другой вывод из исследования аудитории: просмотр телепрограмм является главным способом проведения досуга. Закономерно, что у людей есть соответствующие ожидания от контента, который им предлагают телеканалы. В результате, кроме новостей «о деньгах», они хотят видеть на ТВ передачи, которые отвлекут их от повседневных проблем. В первую очередь речь, конечно, о юмористических программах и сериалах «со счастливым концом». Но и на новостийные сюжеты типа «в зоопарке родилась пандочка» тоже есть запрос.
НЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ ЕДИНЫМ
То есть телевидение на сегодняшний день является для людей либо практическим советчиком, либо дешевым средством отдыха. В условиях, когда люди ищут в телепрограммах, в том числе в новостях, ответ на вопрос, «как улучшить свою жизнь уже сегодня», они никогда не будут смотреть высокомерные передачи, не касающиеся их повседневных интересов, но они будут хвататься, как за последнюю соломинку, за любой вариант простого и понятного ответа на свой вопрос относительно «улучшения». Соответственно, если телезрители включают телевизор, чтобы «отключиться» от тяжелой реальности, отдохнуть и ни о чем не думать, им никак не «зайдут» серьезные информационно-аналитические программы.
В принципе, это описание интересов телеаудитории дает исчерпывающий ответ на вопрос, почему у нас телеканалы показывают то, что они показывают. Потому что люди — по крайней мере, определяющая часть из них — хотят смотреть именно это. Все, точка.
Теоретически аудитория, которая хочет знать больше, которая хочет думать и готова к сложным ответам на трудные вопросы, в этих обстоятельствах должна переходить в нишу информационно-аналитических изданий — печатных или электронных, это в данном случае не принципиально.
Большие статьи на актуальные для страны и мира темы, детальный анализ действительно важных проблем, поиск небанальных выходов из, кажется, патовых ситуаций вместе с настоящими экспертами — это то, чем должна заниматься нетаблоидная пресса, и на это должен быть запрос со стороны «думающей» аудитории. По меньшей мере, хочется так думать в процессе написания «лонгрида» для газеты «День».
Кстати, по данным еще одного исследования — опроса USAID-Internews относительно потребления СМИ, которое было презентовано 5 сентября, — популярность газеты «День» выросла по сравнению с прошлым годом в два раза. То есть дрейф тех, кто хочет думать в процессе получения информации, с ТВ до сегмента печатных СМИ, может и действительно уже начался. Но сравнение рейтинга таблоидов с рейтингом у аудитории серьезных газет и журналов убеждает в том, что аудитория печатных СМИ в Украине практически не отличается качественно от аудитории телевидения. Пресса, как и ТВ, должна писать о хлебе и зрелищах.
...На этом фоне у кого-то еще остались вопросы относительно рейтинга политических сил и политиков?