4 апреля свой 65-летний юбилей отмечает заслуженный журналист Украины, член Национального союза журналистов и Национального союза фотохудожников, многоразовый призер Фотоконкурса «Дня» Василий Артюшенко. Читатели нашего издания, наверное, все без исключения помнят его роботу «Глаза Майдана», которая стала одним из победителей Фотоконкурса «День-2005». В канун дня рождения мы позвонили Василию Ивановичу, чтобы поздравить его и, воспользовавшись случаем, пообщаться о гражданской ценности удачно выхваченного кадра.
— Василий Иванович, ваш снимок «Глаза Майдана» в известной степени стал легендарным. Впрочем, не все знают его историю. Как глаза этой бабушки попали в ваш объектив?
— Я работал на Майдане во время оранжевой революции. И действительно «поймал» объективом фотокамеры огорчённые глаза старенькой женщины. Эта бабушка, возможно, видела Голодомор и войну, распад Советского Союза и первые шаги молодой Украины. А пойманный мной её взгляд в 2004-м, согласитесь, отражает огромную тоску, надежду и боль, которых, по-видимому, хватило бы на всю Украину.
— Сегодня все чаще говорят о роли масс-медиа в развитии гражданского общества. Какой, по-вашему, в этом плане является функция фотожурналистики? Ведь иногда качественной, живой фотографией можно передать даже больше, чем словом.
— А сейчас есть профессиональная фотожурналистика? Сегодня каждый молодой человек, который приобрёл фотоаппарат за 20-25 тысяч гривен и при случае снимает им практически всё, что попадает на глаза, считает себя фотожурналистом. А если такой фотограф ещё и сделает несколько собственных выставок, то он становится фотохудожником. Для хорошей фотографии обязательно нужна соответствующая тема. И это — главное. Хорошую тему можно искать и день, и месяц, и год. А у молодёжи на это времени нет. Из-за этого в настоящее время в профессиональной журналистике жанр фотоочерка практически исчез. А то, что сейчас называют живым фоторепортажем, в действительности является самым обычным отчётом. К сожалению, для большинства газет фотография уже давно стала обычной заставкой, фоном. А о фото «гламурных изданий» вообще не хочу говорить. Они в историю не войдут!
Вообще я считаю, что из нынешней прессы лишь ваша газета всячески поддерживает современную фотографию. И известный среди фотохудожников конкурс газеты «День» — лишнее подтверждение этому. Приятно и почётно в нем принимать участие, и тем более — побеждать. А относительно других конкурсов или персональных выставок, то, признаюсь, я не особый сторонник этого. Знаю одну девочку, которая сильно гордится тем, что в течение одного года организовала 13 авторских выставок. Я точно не из таких.