На днях премьер-министр России Владимир Путин наградил журналистов премией от правительства. В том числе — оппозиционных. Кроме главного редактора «Новых Известий» Валерия Якова, обозревателя «Новой газеты» Ирины Петровской, главного редактора издательства «Вокруг Света» Сергея Пархоменко, премию от Владимира Путина получил бывший главный редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов, ставший инвалидом в результате жестокого избиения три года назад.
Эта новость вызвала множество дискуссий. Многие называют поступок премьера «цинизмом», что не удивительно, учитывая обстоятельства трагедии, произошедшей с Бекетовым. Напомним, что журналист расследовал вопрос вырубки леса в Химках ради строительства новой трассы и, очевидно, мешал чьим-то бизнес-интересам. Прогрессивная часть российского общества уверена, что к этому делу имеет отношение мэр города Владимир Стрельченко. Следовательно, снова система. А основным цементирующим элементом системы является именно Путин. Тем более что виновные в избиении журналиста до сих пор не найдены и не наказаны.
— Я не хочу, чтобы у людей складывалось какое-то неправильное представление о состоянии Михаила, потому что все почему-то считают, что если он выжил, значит вернулся к работоспособному состоянию. Я хочу, чтобы люди поняли, какие были ранения у Михаила. После нападения он еще практически двое суток пролежал на ноябрьской холодной земле. У него была ампутация ноги, трех пальцев, у него отсутствует треть мозга. На данный момент он говорит одно слово, шевелит одной рукой — той, которая без пальцев, — рассказала российскому «Радио Свобода» лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения ЧИРИКОВА («Путин полюбил оппозиционных журналистов?», 1.11.2011). — Я прекрасно помню, как случилась эта трагедия с Михаилом, как он практически умирал в Химкинской больнице. И только когда эта тема была раскручена журналистами, все стали говорить о том, что этот человек действительно пострадал за свои убеждения. Вот почему факт присуждения ему этой премии вызывает неоднозначные чувства. Если бы денежной составляющей этой премии хватило на то, чтобы восстановить человеку треть мозга, чтобы вернуть ему ногу, пальцы, привести его в работоспособное состояние, это было бы здорово. Но нет... И для меня это циничная «игра в бадминтон на комбайне». Человек, присудивший эту премию, является одним из создателей системы, при которой гражданский активист может получить по голове и стать инвалидом на всю жизнь. И именно при этой системе человек, как мы считаем, «заказавший» Михаила, остается у власти, правит городом, продолжает застройку и не несет за свои деяния никакого наказания.
Недаром журналистка The New York Times Эллен Барри назвала дело Бекетова «символом безнаказанности, укоренившейся в России». А теперь оно стало еще и символом цинизма. В среде российских медийщиков зазвучали даже одиночные призывы к оппозиционным журналистам отказаться от присужденной премии. Пока не отказался никто, но событие приобрело огласку. А потому кампания по очеловечиванию имиджа Путина, как ее назвал Олег Кашин, прошла не совсем так, как бы того хотелось ее заказчикам. В Украине подобные «очеловечивания» тоже периодически происходят. «День» уже неоднократно писал о том, что в украинских вузах абсолютно открыто вручаются стипендии от экс-президента Леонида Кучмы, в частности, и после того как на последнего было открыто уголовное дело относительно убийства журналиста Гонгадзе. Что это, как ни попытка «отбелить» репутацию Кучмы? Однако необходимой огласки с правильными акцентами вручение этих стипендий пока не получило. И тем более никто от них не отказывается. Игра «в бадминтон на комбайне» продолжается и на украинском поле...