Телевидение — это не только творчество, но и идеология. Именно поэтому обилие российских телепрограмм на отечественных экранах несколько раздражает патриотично настроенных граждан. И будет раздражать: по прогнозам на нынешний год доля российского телепродукта в украинском телеэфире будет увеличиваться. А тут еще вновь активизировались разговоры о необходимости углубления российско-украинской интеграции в информационной сфере, приуроченные к началу Года РФ в Украине. Паритетный обмен тем же телепродуктом — не такая утопия, как может показаться. Россия с удовольствием (потому что дешево) покупает даже не слишком высоко оцененные в Украине работы — передачи Верки Сердючки, сериал о Роксолане и т.д. Московский телеканал ТВЦ сотрудничает с не самой рейтинговой ТРК «Київ». Однако можно ли это сравнивать с тем, что предлагает Россия? Лицензионно очищенные версии ведущих телеканалов, многочисленные телесериалы, «склепанные» со знанием худших человеческих качеств, а значит, обреченные на успех у массового зрителя программы. Что украинское ТВ может предложить взамен? Итак, вопрос «Дня»:
? ВОЗМОЖЕН ЛИ ПАРИТЕТНЫЙ ОБМЕН ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И РОССИЕЙ?
Нина БОРИСОВА , главный специалист Дирекции развития по связям со странами СНГ и Балтии ОАО «ТВ-Центр» (Москва):
— Почему бы и нет? Вообще-то это и сейчас происходит. У нас есть украинские программы. На других началах такой обмен и не может строится. Если принимать во внимание ситуацию, которая существует сейчас, то, конечно, Украина может предложить России намного меньше телевизионного продукта, чем Россия Украине. Но тем не менее, Украина тоже может предложить России свой продукт. Что она и делает. И я думаю, что представлять больше продукции — это вопрос времени. Огромную роль играет и качество. Когда оно улучшится, обмен будет происходить продуктивнее.
Артем ПЕТРЕНКО , директор ТО «Новини» Национальной телекомпании Украины:
— Наладить именно ПАРИТЕТНЫЙ обмен телепродукцией между Украиной и Россией очень сложно. Ведь общеизвестно, насколько в Украине популярны российские телеканалы, российские телеведущие, российские политики... Чтобы обмен был паритетным, должен существовать СПРОС. Если спроса недостаточно, Украина должна все равно работать над донесением собственной мысли миру, в первую очередь соседям. Влиять на информационное пространство других государств всегда было важно.
Выполняя поручение Президента Украины, которое он дал после своего визита в Сибирь, мы сотрудничаем с телекомпаниями российских регионов (с украинской стороны это совместный проект НТКУ и Национального космического агентства, которое обеспечивает трансляцию сигнала через спутник). Ряд информационных и культурологических программ производства Национальной телекомпании транслируются в Ямало- Ненецком округе Российской Федерации, где живет огромная украинская община. 24 августа прошлого года в местном эфире телекомпании «Ямал-регион» вышел первый выпуск, сформированный из программ Первого национального. Основой этого телевизионного блока программ является сокращенная еженедельная информационно-аналитическая программа «Панорама», подытоживающая главные события в Украине. Кроме этого — музыкальные, культурологические, спортивные новости из Украины. С тех пор еженедельно местные жители имеют возможность смотреть эти выпуски.
В сентябре НТКУ наладила контакт с другой российской телекомпанией — «Сургутинтерновости», и осенью украинцы, которые живут в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа, также получили возможность еженедельно смотреть украинские телепрограммы.
Без малейшего намека на обиду эти округи Западной Сибири местные жители между собой называют Хохломансийским и Ямало-Хохляцким. Наших в этом регионе — около трехсот тысяч. И хотя у большинства паспорта уже российские, каждый называет себя украинцем и пытается сохранить традиции предков. Так что там спрос на украинские программы есть. Мы работаем над расширением распространения программ из Украины на другие российские регионы. И, конечно, — над повышением качества наших программ. Чтобы спрос был больший.
Олег МЕДВЕДЕВ , специалист в сфере пиар и масс-медиа:
— Это невозможно. Для того, чтобы украинское телевидение обменивалось с российским на паритетных началах, нужно стать полноценным национальным телевидением, а не филиальной телебудкой глобального российского телевидения. Собственного телепродукта у нас критически мало. Чем же наши каналы будут обмениваться с россиянами? Тем, что они уже получили у россиян и позабивали в свои сетки? Чем, например, канал «1+1» будет обмениваться с россиянами? Семью или восемью передачами, которые у них стоят в сетке от СТС? Или, может быть, Новый канал россиянам будет предлагать «Окна»? Украинское телевидение, как национальное, пока еще не состоялось. Сейчас оно — большая ретрансляционная сеть российских телеканалов. И обмениваться ему с россиянами нечем. Поэтому все эти разговоры о паритетном обмене лишены всякого смысла. Это красивый пиар усиления экспансии российского телевизионного продукта на украинский рынок. Даже если формально будет какая-то бумага о паритетном обмене, на самом деле игра будет идти в одни ворота.
Алексей МУСТАФИН , шеф-редактор информационно-аналитической службы телеканала «Интер»:
— Не очень верю в бартерные операции, паритетные или непаритетные. С моей точки зрения, продукция должна покупаться и продаваться. И это — лучший критерий качества продукции.
Если компании заинтересованы в покупке той или иной продукции, если видно, что она качественная, что может быть интересна зрителям или незаменима в решении каких-то социальных задач, — покупают ее. Единственная оплата — деньги, независимо от того, где произведена эта продукция: в Украине, России, Соединенных Штатах Америки, в Евросоюзе… Мне кажется, что такая система более правильная и, скажем так, более эффективная.
Юрий МАКАРОВ , канал «1+1»:
Дело в том, что объем денег на рекламном телевизионном рынке России превышает украинский в 11 раз. Иначе говоря, россияне в 11 раз больше могут тратить денег на развитие телевизионной продукции. Поэтому паритета быть не может. Даже теоретически. К тому же, в России сложился рынок рабочей силы, кадров. Это произошло в силу исторических причин: наиболее квалифицированные кадры всегда готовились в Москве. Речь идет даже не о гениях, а о средних хороших профессионалах. Это касается и режиссеров, и журналистов. Москва приманивала самые лучшие силы, лучших специалистов стабильно и регулярно. К тому же, за последние 10 лет в Москве, за краткосрочными исключениями (закрытие НТВ или ТВ-6), власть скорее способствовала развитию независимого ТВ. А у нас она исключительно пыталась его контролировать, следовательно — мешала. И если что-то и развивалось, то не благодаря, а вопреки. Так каким образом мы можем рассчитывать на паритет, при условии, что государство не будет выстраивать преференции национальному производителю? Мы не можем рассчитывать на паритет продукции не только в международном плане, но и у себя дома.
Дмитрий КИСЕЛЁВ , главный редактор службы информации канала ICTV:
— Теоретически обмениваться своими телепрограммами Россия и Украина могут. Но чтобы дело дошло до практики, нужно, в первую очередь, иметь то, чем обмениваться. В России функционируют три лицензионно очищенных канала — ОРТ- международное, РТР-планета, НТВ-мир. Они работают в правовом поле, законно распространяя свой сигнал по всему миру. Украина пока не имеет подобных версий своих телеканалов, следовательно, о каком-то глобальном импорте говорить не приходится. Если создать такие версии, найти спрос — почему бы и нет?